Яндекс.Метрика
​​​На фоне пандемии коронавируса сфера высшего образования была вынуждена практически полностью перейти в онлайн-формат. К счастью для студентов и профессоров, новые технологии позволили организовать удаленное обучение таким образом, чтобы этот переход не отразился на качестве преподавания. 

Занятия в вузах традиционно заканчиваются сессией, и ее организация в Интернете – серьезный вызов. Сразу встает множество вопросов от чисто технических до таких специфических, как предотвращение списываний среди экзаменуемых. Университеты – участники Проекта 5-100 успешно справились с этой задачей и теперь готовы поделиться опытом, которого в мире совсем немного. 

Так, Санкт-Петербургский университет ИТМО использовал свою собственную разработку – сервис ITMOProctor для проведения экзаменов в дистанционном режиме. Опробовать на практике этот сервис успели еще до начала пандемии. Система ITMOProctor делает видеозапись студента во время прохождения испытания, а также снимает его рабочий стол. Это позволяет контролировать соблюдение всех правил экзамена. Proctor умеет анализировать состояние экзаменуемого и включает в себя две связанные части: приложение студента и приложение наблюдателя. 

​НИТУ «МИСиС» удалось организовать проведение летней сессии с 25 мая по 30 июня без переноса ее сроков благодаря использованию модели «цифрового университета» digital MISIS. С ее помощью новые технические решения внедряются во все сферы деятельности вуза. Благодаря этому в «МИСиС» оперативно подготовились к проведению контрольных испытаний в дистанционном режиме. В этом году защита выпускных квалификационных работ прошла с использованием платформы MS Teams, для работы с которой сотрудники и студенты университета использовали корпоративную учетную запись. Вместо обычных подписей члены Государственной экзаменационной комиссии ставили электронно-цифровые. 

В СПбПУ все студенты выпускных курсов еще в мае сдали летнюю сессию удаленно. Также через Интернет прошли отдельные промежуточные аттестации. Например, обучающиеся освоили некоторые учебные программы онлайн на Национальном портале открытого образования и получили сертификаты. Вуз определил для себя самые удобные форматы удаленной проверки знаний: потоковое тестирование, а также индивидуальное онлайн-собеседование с преподавателем. Кроме того, дистанционно была проведена государственная итоговая аттестация. В качестве технического решения была выбрана система дистанционного обучения на базе LMS Moodle. Для командной работы использовалась Microsoft Teams. 

​​Томский политехнический университет​ также провел летнюю сессию в запланированные сроки. Испытания проходили в два этапа: предсессионная конференц-неделя с 15 по 20 июня и экзаменационная сессия с 22 по 27 июня. Дистанционный формат работы не только избавил студентов и преподавателей от опасности заразиться коронавирусом, но и помог экзаменаторам получить новые компетенции. Теперь преподаватели умеют использовать прокторинг, управлять подключением обучающихся к конференции, переключать монитор на тест или на письменное задание, заполнять ведомость с оценками в цифровом виде или выдавать задания одновременно нескольким студентам. Для проведения вебинаров персонал ТПУ использовал сервисы Zoom, BigBlueButton и Webex. 

В том же регионе студенты Сибирского федерального университета​ прошли промежуточную аттестацию по индивидуальным графикам. Сейчас часть из них уже приступила к летней практике, остальные сдают экзамены или готовятся к сдаче диплома. До последнего времени преподаватели и студенты вуза не сдавали экзамены дистанционно. Однако в период пандемии они успешно справились с этой задачей. Для промежуточной онлайн-аттестации было разработано три формата: удаленное выполнение задания, удаленное выполнение задание с последующим онлайн-собеседованием и онлайн-беседа с преподавателем. Реализовать их позволяют три типа программных инструментов: собственный сервис вебинаров и видеоконференций СФУ, сервисы онлайн-встреч сторонних провайдеров, такие как Zoom, MS Teams и Cisco Webex, а также мессенджеры с поддержкой видеозвонков. 

Кризис, вызванный пандемией, подтолкнул учреждения высшего образования к поиску новых форм передачи и проверки знаний. Эпидемия рано или поздно закончится, а неординарные технические и методологические решения будут использоваться вузами в дальнейшей работе. Вступительные испытания 2020 года уже возможно провести с учетом приобретенного опыта. 

Ценность уроков стресс-теста, пройденного российской системой высшего образования, отметил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков в ходе заседания Общественного совета при Минобрнауки России: 

«Теперь наша общая задача, с учетом уроков и опыта, полученных за время пандемии, сформировать модель деятельности организаций в новом изменившемся мире. Я уверен, что высшая школа и наука вместе с министерством справятся с этой задачей».