24 - 25 мая в Париже прошла юбилейная
10-я конференция министров образования стран-участниц Болонского
процесса, объединившая представителей 70 стран мира.
Встрече
министров предшествовало заседание Болонской группы (BFUG), где
обсуждались вопросы повестки дня конференции, проблематика структуры
квалификаций и другие вопросы Европейского пространства высшего
образования.
Российскую
делегацию возглавлял статс-секретарь-заместитель Министра образования и
науки РФ Зенькович П.С. Ректор МИИГАиК Камынина Н.Р., являясь
официальным уполномоченным представителем Российской Федерации в
Болонской Ассамблее, также вошла в число ключевых участников делегации.
По итогам конференции министры одобрили принятие
Парижского коммюнике, в котором обозначены достижения стран в создании
ЕПВО и обозначены направления деятельности по имплементации ранее
принятых решений. В частности, подчеркивается необходимость продолжения
работы на национальном уровне по реализации Стандартов и рекомендаций по
обеспечению качества. В сфере повышения академической мобильности и
взаимного признания результатов обучения требуется полная имплементация
Европейской системы переноса и накопления зачетных единиц (ЕСTS).
Министры также одобрили принятие обновленного Приложения к Диплому
(Diploma Supplement) и отметили возрастающую роль Образовательных
программ короткого цикла.
Болонской группе совместно с Группой
по координации осуществления Болонского процесса поручено внедрять,
координировать и контролировать работу тематических групп экспертов на
период 2018 - 2020, которые будут сосредоточены на трех ключевых
областях:
трехступенчатая система обучения, совместимая с общей
структурой квалификаций ЕПВО, где первая и вторая ступень оцениваются по
системе переноса и накопления зачетных единиц (ЕСTS);
соответствие положениям Лиссабонской конвенции о признании квалификаций;
обеспечение качества в соответствии со Стандартами и рекомендациями по обеспечению качества.
В
итоговом документе также было отмечено положительное влияние программы
Erasmus+, которая способствует расширению сотрудничества и развитию
академической мобильности, подчеркивается возрастающая роль и
значительный потенциал цифровых технологий в процессах становления новых
форм обучения и преподавания.
В рамках 5-го Форума по Болонской
политике участниками было принято заявление о важности доступа к
высшему образованию в условиях формирования новых вызовов в стремительно
меняющемся мире, о необходимости укрепления как регионального, так и
глобального взаимодействия в вопросах высшего образования
Следующая
министерская конференция и Болонский форум пройдут в 2020 году в
Италии, которая в последующие два года будет возглавлять работу
Секретариата ЕПВО.
Болонский процесс - это процесс
сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью
создания единого европейского пространства высшего образования. Его
начало можно отнести к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС
была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере
образования.
Официальной датой начала процесса принято считать
19 июня 1999 года, когда в г. Болонья на специальной конференции
министры образования 29 европейских государств приняли декларацию "Зона
европейского высшего образования", или Болонскую декларацию. В качестве
основной цели Болонский процесс должен был обеспечить сближение,
гармонизацию и последовательность систем высшего образования в Европе.
Созданное
в 2010 году Европейское пространство высшего образования (ЕПВО)
(Будапештско-Венская декларация о создании Европейского пространства
высшего образования. Будапешт-Вена, 11-12 марта 2010 г.) ознаменовало
достижение целей, установленных в Болонской декларации касательно общей
Европейской рамки для высшего образования. Однако, существование
Европейского пространства высшего образования само по себе не означает
достижения всех целей, установленных министрами, участвующими в
Болонском процессе. Болонский процесс и Европейское пространство высшего
образования вступили в новую фазу - консолидации и слияния в единое
пространство, это особенно важно в свете разных реакций на внедрение
Болонского процесса в Европе.
По состоянию на 2018 г. к
реализации Болонского процесса и Европейскому пространству высшего
образования официально присоединились 48 стран, которые ратифицировали
Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954), включая
Российскую Федерацию, а также организации, являющиеся консультативными
членами.
Российская Федерация присоединилась к Болонскому
процессу в сентябре 2003 года на Берлинской встрече министров
образования европейских стран. Выполнение Российской Федерацией данных
международных обязательств осуществляется в соответствии с Федеральным
законом Российской Федерации от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. от 12.03.2014)
"О международных договорах Российской Федерации". Болонский
процесс координируется министрами образования, при этом
непосредственными участниками деятельности должны быть, прежде всего,
сами университеты. Их инициативы, плодотворная работа и взаимодействие
между собой призваны обеспечить сближение, гармонизацию и
последовательность систем высшего образования в Европе. Цели и
перспективы государства при этом могут и должны определяться на основе
системы составляющих данного процесса, с учетом взятых Российской
Федерацией на себя обязательств. С учетом этого, все государства в
структурах ЕПВО представлены делегациями, включающими как представителей
академического сообщества, так и официальных представителей профильных
подразделений министерств, отвечающих за государственную политику в
сфере высшего образования.
Конференция министров является
наиболее важным организационным мероприятием с точки зрения принятия
стратегических решений в рамках Болонского процесса и проходила раз в
два года с момента подписания Болонской декларации.
Болонская
группа (Bologna Follow-Up Group, BFUG) является исполнительной
структурой, обеспечивающей поддержку Болонского процесса и
функционирующей в период между конференциями министров образования стран
- участниц Европейского пространства высшего образования, проходящих
один раз в два года. Заседания Болонской группы играют важнейшую роль в
наблюдении за ходом реализации обязательств, принимаемых министрами
образования на конференциях и направленных на поддержание процесса
развития высшего образования.
24 - 25 мая в Париже прошла юбилейная 10-я конференция министров образованияМИИГАиК (miigaik.ru), 13.06.2018