Радикальное
изменение содержания среднего образования и форм его контроля (ЕГЭ);
перевод высшего образования на систему бакалавриат-магистратура
(болонская система); перенос (безуспешный пока) центра тяжести в научных
исследованиях на университеты; радикальное изменение ландшафта
академической (фундаментальной) науки в РФ; разделение Министерства
образования и науки РФ на Министерство просвещения и Министерство науки и
высшего образования…
Все это звенья одной цепи, свидетельствующие о
хаосе в понимании властью значения и, главное, сути науки как таковой.
Парадоксальным образом этой логикой хаоса объясняется и вновь
обострившееся внимание власти к Высшей аттестационной комиссии (ВАК)...
С
2011 года, согласно постановлению № 475 правительства РФ, кандидатская
диссертация приобрела статус научно-квалификационной работы. На практике
это означает отсутствие требования научной новизны защищаемых
результатов, полученных самостоятельно. Мало того, само требование
самостоятельности относится только к написанию диссертации. Ничего
удивительного, что если в 1992 году доля аспирантов, защищавших
диссертации, была 21,1%, то в 2016 году - 14,4%. Обучение в аспирантуре
сегодня официально считается всего лишь третьей ступенью высшего
образования. Кстати, такой подход характерен для многих западных стран. В
СССР и России аспирантура почти всегда рассматривалась как система
подготовки научных кадров высшей квалификации.
Не случайно в 2016
году в докладе президенту и правительству РФ "О состоянии
фундаментальной науки в Российской Федерации", который готовит
Российская академия наук, было предложено передать систему аттестации
научных кадров в РАН, которой законом определена функция экспертизы
научных исследований. До последнего времени ВАК находилась в системе
Министерства образования и науки РФ.
И вот на минувшей неделе
президент РАН Александр Сергеев неожиданно выступил с заявлением, что в
России будет проведена реформа аспирантуры - срок обучения продлят с
нынешних трех до пяти-шести лет, число лекций сократят, а написание
научной работы по итогам обучения сделают обязательным. По словам
Сергеева, такую реформу поддерживают министр науки и высшего образования
Михаил Котюков и министр просвещения Ольга Васильева. "В ближайшее
время вопрос будет быстро решен", - подчеркнул глава РАН.
Значит
ли это, что в правительстве пошли навстречу Академии наук и решили
передать ей функции контроля за системой аттестации научных кадров? Если
так, то это, несомненно, успех РАН в борьбе за возвращение себе
статус-кво научной организации: почувствовать себя не клубом ученых (в
который РАН превратилась де-факто после того, как была лишена всех своих
институтов) и не штабом научно-технологического прорыва, а именно
научной организацией.
Другой вопрос - как на это отреагируют
другие заинтересованные акторы. Ведь, скажем, контрольные функции
полностью вписываются и в компетенцию Рособрнадзора. Несомненно также,
что от такого усиления РАН (пусть даже и чисто символического) будут не в
восторге университеты. Они уже почувствовали вкус к самостоятельному
присуждению ученых степеней и званий, и никакая ВАК им тут не нужна, тем
более находящаяся под контролем Академии наук. Да и сама ВАК скорее
всего ждет эволюция в сторону сугубо регистрирующего органа при
президиуме РАН. Опять же, почувствовав это, нынешний руководитель ВАК
Владимир Филиппов стал проявлять активность в общественном поле. Но,
кажется, поезд ушел...
В итоге главным бенефициаром реформы ВАК
становится Министерство науки и высшего образования. Некоторые
наблюдатели уже называют его "Левиафаном науки - высшего образования -
инноваций". Можно предложить и другую аналогию - гигантские рептилии:
маленький мозг и огромное тело. А что с наукой и с кадрами высшей
квалификации для нее? Здесь пока продолжает действовать логика хаоса.
Зачем академии контроль за аспирантуройНезависимая газета (ng.ru), 18.06.2018