Яндекс.Метрика

В этом году учёный мог встретить своё 90-летие, но продолжительная болезнь оборвала его жизнь в октябре 2023-го. Редакция Leaders Today попросила детей и внуков Алексея Эмильевича поделиться воспоминаниями о своём легендарном отце и дедушке.



Алексей Конторович – академик РАН, лауреат международной премии «Глобальная энергия»


Мы привыкли видеть в академиках великих исследователей, первооткрывателей, легендарных учителей и создателей глобальных научных структур. Всё это – правда, но не менее интересной и захватывающей остаётся и обратная сторона их жизни. Какими они были в семье, как справлялись с трудностями, во что верили и чем дорожили? Мы решили показать это на примере Алексея Эмильевича Конторовича – эксперта в области геологии и геохимии нефти и газа, внёсшего неоценимый вклад в развитие нефтегазового сектора Советского Союза и современной России.

Как-то в одном из своих интервью Алексей Эмильевич Конторович сказал: «Есть такая профессия — Родине служить». Перефразированная цитата из фильма «Офицеры» наиболее точно определяет его жизненный путь, наполненный трагическими событиями, мужественными поступками и судьбоносными в масштабах страны решениями.

Говорят, сложные времена рождают сильных людей. Детство Алексея Эмильевича прошло на фоне глобальных социальных потрясений, когда вся страна воевала, а потом ценой неимоверных усилий возрождалась из пепла. Возможно, эти обстоятельства, напрямую коснувшиеся семьи Конторовичей, сформировали в нём мировоззрение будущего лидера отрасли, эксперта мирового уровня, способного мыслить глобально за всю страну.



Академик А.Э. Конторович и студенты Томского государственного университета


Но перенесёмся в 1934 год. Харьков. В семье молодых рабочих родился сын Алексей…

Андрей Алексеевич Конторович, старший сын: «Детство отца, пришлось на 1937 год – время репрессий. Ему было три года, когда отца и трёх его братьев расстреляли по политическим мотивам. А потом война и эвакуация в 1941 году из родного Харькова на Кузбасс. Папу воспитывала мама – сильная женщина, мужественно перенёсшая удары судьбы, да ещё та рабочая шахтёрская среда, в которой они оказались, переехав в Прокопьевск».

Алексей Эмильевич, кстати, является почтённым гражданином Прокопьевска. Будучи именитым учёным, он неоднократно приезжал сюда на встречи со школьниками и студентами. В этом городе он закончил десятилетку с золотой моделью, а потом с отличием и клеймом «сын врага народа» — физический факультет Томского университета; когда он будет уже на 4-м курсе, его отца посмертно реабилитируют, а самого Алексея оставят на должности в университете. Однако случайное и неосторожное участие в молодёжном диспуте по следам хрущёвского разоблачения культа личности Сталина приведёт к большим неприятностям: Конторовича как «организатора антисоветских выступлений» не только исключат из партии, но и уволят из университета по 47 статье, признающей его непригодным к педагогической работе в вузе. Найти работу с таким волчьим билетом молодой физик смог только в сельской школе.

Андрей Алексеевич Конторович, старший сын: «Я не могу сказать, что жизненные обстоятельства, через которые прошёл отец, как-то ожесточили его изнутри. У нас дома была приличная библиотека. Листая, например, страницы многотомника Большой советской энциклопедии, мы могли с ним подолгу обсуждать разные темы. Папа с большой готовностью и искренностью отвечал на сложные вопросы, например, о сталинизме. К слову, он до конца своей жизни, несмотря на репрессии, отразившиеся на его семье, оставался коммунистом по мировоззрению».

Два года в районной школе Алексей Эмильевич вспоминал тепло, говорил, что к учителю на селе тогда относились с большим уважением и благодарностью. Но молодого физика тянуло в науку: ради неё он переехал в Новосибирск, где смог устроиться в Сибирский НИИ геологии, геофизики и минерального сырья (СНИИГГиМС). Фронтовичка и талантливый геолог Галина Николаевна Перозио, невзирая на компрометирующую запись в трудовой Конторовича, взяла его под свою опеку. Начав с должности спектроскописта, Алексей очень быстро достиг в этом направлении больших успехов, ведь только он мог выполнять сложные спектральные анализы, недоступные обычным геологам. Работой молодого специалиста тут же заинтриговались старшие коллеги, вскоре в одном из уважаемых научных журналов у Конторовича вышла его первая статья. А дальше карьера учёного пошла в гору. Большой потенциал в молодом сотруднике института увидел ученый-нефтяник Фабиан Григорьевич Гурари, он предложил Алексею окончательно перейти в геохимию, которую, к слову, сам Конторович не знал. Но товарищи убедили его ничего не бояться, идти в геологию и учиться по ходу дела. Спустя несколько месяцев Алексей Эмильевич уже возглавил лабораторию, в 30 лет защитил кандидатскую, а в 33 года – докторскую.



А. Э. Конторович со школьным другом А. Калфакчияном, женой, старшим сыном и матерью


Андрей Алексеевич Конторович, старший сын: «То, что отец – геолог, я знал с раннего детства. Садик, в который меня водили, был неподалёку от института, где работал папа, и я нередко оказывался у него в кабинете. Младший брат Владимир и я пошли по стопам отца, в геологию. За себя могу сказать, что это не было моим выбором, но после школы, я, как и большинство недорослей, понятия не имел, куда поступать, поэтому прислушался к рекомендации отца. И ни разу впоследствии не пожалел о выборе профессии, в которой уже много лет. Работал в разных структурах: и в ЮКОСе, и в Роснефти, и в Газпроме. Последние несколько лет тружусь главным геологом в небольшой красноярской компании, выполняющей проектные работы для нефтяной отрасли».

За 30 лет работы в СНИИГГиМСе Алексей Эмильевич прошёл путь от молодого специалиста, инженера до доктора геолого-минералогических наук, профессора, заместителя директора по науке. При его активном участии в 70-е–90-е годы были открыты и разведаны месторождения нефти и газа в Западной Сибири, Восточной Сибири и Якутии. Он был одним из ведущих руководителей научных и прикладных исследований по обоснованию центров добычи нефти и газа в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, новых центров газопереработки, нефтегазохимии и гелиевой промышленности. Вместе с академиками А. А. Трофимуком и Н. В. Черским он обосновал необходимость выхода России на нефтегазовые рынки Азиатско-Тихоокеанского региона; способствовал изменению трассы нефтепровода «Восточная Сибирь − Тихий океан», что повысило инвестиционную привлекательность ввода в разработку многих месторождений.



С главным геологом Иркутскгеофизики Марком Мироновичем Мандельбаумом. Первый фонтан газа Ковыктинского месторождения


Конторович стоял у истоков создания Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН, появившегося в результате слияния нескольких профильных НИИ. Был до конца своих дней его научным руководителем. Формируя свою научную школу со времён работы в СНИИГГиМСе, Алексей Эмильевич подготовил более 120 кандидатов наук из России, Казахстана, Узбекистана, Украины, Туркмении, ещё 30 его учеников стали докторами наук.

Андрей Алексеевич Конторович, старший сын: «В сфере геологии вместе со мной работают и двое моих сыновей, также дело Алексея Эмильевича продолжают мой младший брат Владимир – он живёт в Новосибирске – и его дочь Дарья, которая работает там же в институте геологии; недавно она защитила кандидатскую. Наверное, главное, чему я научился у отца – способности общаться с людьми, с каждым находить общий язык, а ещё трудолюбию и упорству в работе. Папу всегда отличал позитивный взгляд на жизнь, и это качество стало по-настоящему семейной чертой всей династии Конторовичей».



С младшим сыном Владимиром Конторовичем


Все решения и поступки Алексея Эмильевича выдавали в нём человека государственного, для которого интересы России были превыше всего. Главные стратегические документы, определяющие приоритетные направления социально-экономического развития страны, в первую очередь топливно-энергетического комплекса, программ укрепления сырьевой базы и промышленности, разрабатывались при его активном участии. Например, он один из основных авторов утверждённых правительством РФ «Стратегии экономического развития Сибири», «Энергетической стратегии России до 2030 г.», «Генеральной схемы развития газовой отрасли России на период до 2030 г.» и многих других документов. После развала Союза и упадка геологии как отдельной отрасли Алексей Эмильевич знал, как никто другой, проблемы институтов, болезненно относился к сокращению государственного финансирования исследовательской и разведывательной работы и к политике управления недрами. Неоднократно отстаивал свою точку зрения и в парламентских слушаниях Совете Федерации, и в Государственной думе, тесно взаимодействовал с администрациями регионов.

За значительный вклад в развитие нефтегазового комплекса России Алексей Эмильевич был трижды удостоен высокой государственной награды – орденом «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степеней, – которая вручается президентом РФ в Большом Кремлёвском дворце.

Все решения и поступки Алексея Эмильевича выдавали в нём человека государственного, для которого интересы России были превыше всего.

Елена Сычёва, внучка: «Несмотря на большую занятость, дедушка непременно находил время для своих родных, интересовался нашей жизнью. Что бы ни случалось в жизни, с ним всегда можно было посоветоваться, поговорить на личные темы. Для нас он был воплощением надёжности, мудрости и уверенности. Как-то мне понадобилось пройти одну косметическую процедуру, о чём я рассказала дедушке, а он пообещал найти врача для консультации. Прошло какое-то время, я вспомнила об этом нашем разговоре и тут же ему позвонила. Он взял трубку, сказал, что о просьбе, конечно, не забыл и врача найдёт. И действительно, вскоре свёл меня со специалистом, а я уже задним числом узнала, что в тот день, когда ему звонила, он делал доклад президенту в Кремле!»



Вручение высокой государственной награды в Кремлевском дворце


У Алексея Эмильевича два сына: старший – Андрей и младший – Владимир. Оба подарили деду шестерых внуков, а те, в свою очередь, десятерых правнуков (в мае будет уже 11), а на днях родился и первый праправнук Алексея Эмильевича. Семью он ценил больше всего в жизни и мечтал о том, чтобы внуков было 12, и не меньше!

Владимир Алексеевич Конторович, младший сын: «Помню, как в 1973 году вместе с родителями я отдыхал на берегу красивейшего озера Иссык-Куль в Киргизии. В этом месте находилась база геологов, где мы вчетвером жили в небольшом вагончике. Продукты на базу централизованно завозились, но редко, поэтому мы часто ходили пешком в соседний городок Пржевальск за провизией. А погода в те дни стояла жаркая, поэтому старались выйти пораньше с утра, чтобы вернуться до обеда. В один из таких походов я забыл обуться и пошёл босиком, на обратной дороге солнце жарило уже в 12 часов, и асфальт буквально плавился у меня под ногами. Пятки жгло страшно! Пришлось отцу взвалить 11-летнего «кабанчика» себе на плечи и нести так три километра до лагеря. По дороге он делал остановки, чтобы перевести дух, а потом я снова занимал место на его сильных широких плечах, и мы отправлялись в путь».

Андрей Алексеевич Конторович, старший сын: «Отец приобщил нас с братом к хоккею, сам был преданным болельщиком московского «Спартака» и нас влюбил в эту команду. Когда по телевидению поздно ночью транслировали чемпионаты мира с участием сборной СССР, нам разрешалось не спать и смотреть игры вместе с папой. Жаль, в дворовом хоккее на валенках, в который в пору моего взросления играли все мальчишки, отец участия не принимал. Но зато они с мамой брали нас с братом на демонстрации. А для советских детей это был настоящий праздник! Мы обязательно посещали первомайскую демонстрацию и городские торжества в честь Великой Октябрьской социалистической революции, проводившиеся 7 ноября. Большой радостью для нас, мальчишек, было полазить по танкам и другой военной технике, которую после парада на Красном проспекте отгоняли на улицу Фрунзе или Гоголя в Новосибирске».

С 2019 года Алексей Эмильевич Конторович работал внештатным советником генерального директора АО «Росгео», участвовал в разработке новой стратегии развития холдинга, в подготовке планов проведения геологоразведочных работ на углеводородное сырьё за счет федерального бюджета. С 1997 года он был членом Президиума СО РАН, а с 1992 по 2022 гг. – председателем Научного совета РАН по геологии и разработке нефтяных, газовых и угольных месторождений. Алексей Конторович был истинным энтузиастом своего дела и обладал непререкаемым авторитетом в научном сообществе.

И таким же непререкаемым авторитетом он обладал и в своей семье, где его очень любили, почитали и берегли.

Екатерина Злобина, внучка: «Дедушка и бабушка прожили душа в душу, и это единение сумели передать своим детям и внукам, объединив нас в большую и дружную семью. Для меня лично дедушка был примером идеального мужчины – умного и надёжного, за которым как за каменной стеной. При этом он обладал невероятно тонкими душевными качествами и всегда с большой нежностью относился к нам. Как-то я была у него в гостях и попросила чаю, а сладкого в доме не оказалось. Так дедушка организовал всех, чтобы конфеты как можно скорее появились на столе. На тот момент мне, маме троих детей, было 30 лет, но для деда Алика я была всё той же маленькой внучкой, ради которой он был готов на всё!»



С женой, Екатериной Александровной


Дарья Аюнова, внучка: «В доме у бабушки с дедушкой было распределение обязанностей. Дедушка мог что угодно и кого угодно организовать, разрулить любую ситуацию, решить любую проблему, оказать помощь, если в ней кто-то нуждался. Но что касается бытовых вопросов, здесь исключительные полномочия имела бабушка. Только она принимала решения, а дедушка не вмешивался, не руководил, а только слушался. Отчего иногда казался беспомощным в домашних делах. Он ничего не знал про коммунальные платежи, иногда не мог найти свою рубашку в шкафу и еду в холодильнике. Словом, вёл себя временами как ребёнок. Поэтому когда не стало бабушки, мы очень переживали, как дедушка сможет организовать свой быт. Но мы его недооценили. Он решил этот вопрос в свойственной его характеру манере – изучил всё в деталях, проанализировал и создал систему, которая идеально функционировала. Дома у него всегда был порядок и у каждой вещи своё место. Оставшись один, он стал ещё чаще нам звонить, никогда не забывал поздравить с днём рождения и с другими праздничными датами. Был всецело вовлечён в жизнь каждого из своих детей и внуков, двоюродных братьев. Последние три года деда Алик был не только опорой нашей семьи, но и её душой».

Текст: Анастасия Куприянова, Leaders Today

Фотографии из архива ИНГГ СО РАН и семейного архива Конторовичей

Источник: https://leaderstoday.ru/archive/2024/3/pamyati-alekseya-kontorovicha-cheloveka-epohi-i-lyubimogo-deda-alika.html