Яндекс.Метрика
Идея привлечения постдоков – молодых исследователей со степенью PhD / кандидата наук с высокой научной продуктивностью – все активнее проникает в повестку российских вузов. Специфику и перспективы подобных программ, а также востребованность других форм поддержки молодых исследователей, обсудили эксперты круглого стола «Феномен постдок-программ в российских вузах: практики и перспективы», прошедшего в рамках XXII Апрельской международной научной конференции, организованной ВШЭ и Сбером. 

Тема постдок-программ на первый взгляд может показаться лишь частным сюжетом университетского менеджмента, но сегодня она особо важна для развития российского академического рынка, усиления мобильности ученых и формирования общего научного пространства, отметила проректор НИУ ВШЭ Мария Юдкевич, открывая дискуссию. 

 
Мария Юдкевич 

По своей идеологии постдок-программы близки к грантовой поддержке научных проектов. «Поддержка молодых ученых является одним из главных приоритетов Российского научного фонда», – отметил Андрей Блинов, заместитель генерального директора РНФ. Более 70% исполнителей поддерживаемых фондом проектов – это молодые ученые. ​

Существует целая линейка конкурсов, адресованных именно молодым исследователям, и эти проекты открыты для постдоков. При этом опция, подразумевающая переезд ученого на время проведения исследования (по аналогии с программой постдоков), не пользуется популярностью. За несколько лет существования конкурса было поддержано лишь 24 заявки с переездом. Как объясняет Андрей Блинов, это может быть связано с неясностью карьерных перспектив молодых ученых по завершении такого выездного проекта. Поэтому одной из эффективных опций может выступать подача заявки на грант исследователем, уже занимающим позицию постдока. 

 
Андрей Блинов 

Несмотря на отсутствие нормативного закрепления статуса постдока, ряд ведущих российских вузов – участников проекта 5/100 – успешно осваивают этот инструмент усиления интеллектуального капитала университета и повышения научной продуктивности. На круглом столе обсуждался опыт четырех российских университетов в реализации постдок-программ, адаптировавших международный опыт под свои задачи. 

Основным мотивом развития постдок-программ в Московском физико-техническом институте (МФТИ), как рассказал проректор вуза по научной работе Виталий Баган, стало стремление открыть лаборатории по новым направлениям и повысить уровень проводимых исследований. МФТИ удалось привлечь специалистов с международным опытом из ведущих мировых университетов и научных центров. Сейчас ученые участвуют в грантовых проектах, руководят собственными проектно-исследовательскими группами, преподают на образовательных программах. 

 
Виталий Баган 

«Постдоки – это очень хорошая возможность для университета привлечь ученого с международным опытом. Конечно, это накладывает на вуз определенные обязательства – например, продумывать социальные вопросы при переезде коллег. Но этот вклад дает значительный эффект для развития университета», – отмечает Виталий Баган. ​

Несмотря на отсутствие публикационных KPI для постдоков, привлеченные исследователи показали значительную научную продуктивность, опубликовав более 70% статей в авторитетных международных журналах Q1. 

Ориентация на рекрутинг специалистов с международным опытом и степенью PhD для развития новых научных направлений также стала основой постдок-программы Уральского федерального университета. Как отметил Владимир Кружаев, первый заместитель проректора по науке, в УрФУ привлечены постдоки из 17 стран мира. Примечательно, что постдоки показывают опережающую публикационную активность относительно среднего показателя по УрФУ. Университет планирует увеличить количество вакансий для постдоков и расширить доступ для участников старше 35 лет. 

В Томском политехе, по словам проректора ТПУ по научной работе Мехмана Юсубова, за время своего существования постдок-программа прошла путь от привлечения ученых преимущественно из-за рубежа до рекрутинга перспективных молодых исследователей из России. Последним предоставлена возможность сосредоточиться на собственном научном направлении и подготовке докторской диссертации. Также работа постдоков в ТПУ подразумевает взаимодействие с магистрантами, аспирантами, привлечение дополнительных средств на проведение исследований. 

 
Мехман Юсубов 

«Программа позволила увеличить эффективность аспирантуры, потому что у каждого постдока есть аспирант, – отмечает Мехман Юсубов. – В итоге, постдок-программа ТПУ одновременно выступает инструментом усиления подготовки аспирантов и стимулирует подготовку докторских диссертаций. Проблемой, на взгляд проректора ТПУ, остается то, что статус постдока законодательно не закреплен в России. Решение этой проблемы позволило бы наполнить эту позицию содержанием и снять многие ограничения. 

Обсуждая кейс привлечения постдоков в Высшую школу экономики, Мария Юдкевич акцентировала внимание на наличии в университете двух отдельных треков – для специалистов с международного и российского рынка. Соответственно, различны и эффекты от этих направлений постдок-программ. Постдоки, приезжающие из-за рубежа, делятся опытом, полученным за границей, способствуют расширению научной сети, тем самым вносят вклад в развитие Вышки. Российские постдоки, в свою очередь, играют двойную роль: с одной стороны, обогащают университет своим опытом и экспертизой, а с другой – помогают решать проблему академического инбридинга и стимулируют конкуренцию. 

«Многие постдоки из российских университетов оказываются полезными "возмутителями спокойствия", стимулируют развитие новых проектов, предлагают новые идеи и направления для исследований», – отметила проректор. ​

Разнообразие моделей постдок-программ в российских вузах прокомментировала Алёна Нефедова, старший научный сотрудник Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ. 

«Постдок-программы в зарубежных университетах появились из-за избытка кандидатов наук на рынке труда, в то время как в России такого избытка нет, и появление программ точно описывает название круглого стола – это феномен», – отметила она, охарактеризовав российские вузы, работающие в этом направлении «экспериментаторами».  ​

Преимущества от реализации таких программам для российских вузов очевидны, особенно в контексте проблем программ аспирантуры и снижения численности молодых ученых в возрасте до 30 лет. 

 
Алёна Нефедова 

Подводя итоги круглого стола модераторы дискуссии, научные сотрудники Института образования ВШЭ Вера Мальцева и Нияз Габдрахманов, отметили уникальность российского кейса постдок-программ. В отсутствии институционализации позиции постдока и подобного этапа научной карьеры, в России начала складываться собственная практика реализации постдок-программ. Несмотря на немногочисленность этой новой группы исследователей в российских вузах, постдоки выступают агентами изменений в университетах, способствуя развитию новых направлений исследований и стимулируя здоровую академическую конкуренцию. При этом универсального рецепта успешной постдок-программы нет. Однако есть обязательные ее компоненты: ясное осознание целей и задач запуска программы, а также ресурсы и готовность создать условия для привлечения перспективных исследователей и их развития внутри университета. 

Стоит отметить, что прошедший круглый стол продолжил серию обсуждений особенностей развития постдок-программ в России и зарубежных странах. Дискуссия, организованная участниками Программы российских постдоков в НИУ ВШЭ, началась на прошлогодней Апрельской конференции с рассмотрения программ национальной исследовательской мобильности, и продолжилась на международном круглом столе Центра научной интеграции в декабре 2020 года. 

Текст подготовили Анна Правдюк, Вера Мальцева.

Источник: www.hse.ru

"Многие постдоки из российских университетов оказываются полезными "возмутителями спокойствия""