Яндекс.Метрика
III Всероссийская научно-практическая конференция «Современные тенденции в развитии музеев и музееведения» приурочена к 80-летию региона и 60-летию СО РАН. Мероприятия проходят в сибирском регионе с 9​ по 12 октября на нескольких площадках. Ученые, практики, специалисты музейного дела обсуждают проблемы российского музееведения, реалии и перспективы деятельности музеев в регионах, технологии доступного культурного пространства, музейные технологии и другие вопросы. 

Открытие конференции и пленарное заседание состоялось вчера в театральном зале Новосибирской государственной областной научной библиотеки. Здесь специалисты рассуждали о взаимодействии музея и общества, проблемах изучения музейного мира Сибири, музейном пространстве Крыма и Алтайского края.

10 октября​​​ начали работу 6 секций: «История, теория, научно-практические проблемы российского музееведения»; «Музей в процессе интеграции науки, образования, культуры. Музей и школа»; «Деятельность музеев в регионах: результаты, проблемы, перспективы»; «Технологии доступного культурного пространства»; «Литературные музеи в социокультурном пространстве: история и современность»; «Музееведческие аспекты природного наследия и экологического воспитания».

Мы посетили секцию «Музей в процессе интеграции науки, образования, культуры. Музей и школа». Специалисты поднимали такие актуальные вопросы, как патриотическое воспитание школьников музейными средствами, взаимодействие музея и школы, потенциал музейной педагогики в реализации ФГОС, интеграция музейно-выставочных средств в образовательный процесс. Опытом ведения музейной деятельности поделились представители разных музеев при общеобразовательных, дошкольных, организациях дополнительного образования.

Так, Г. К. Балабушевич, учитель обществознания Образовательного центра «Горностай», выразила мнение, что музейная деятельность должна способствовать не только познанию, но и воспитанию – чувства патриотизма, гражданственности. Для этого необходимо использовать особые приемы привлечения внимания к тому, что имеется в фондах музеев, – поисковая, исследовательская работа, эвристический метод. Галина Константиновна высказала пожелание, чтобы музеи города и области регулярно разрабатывали циклы образовательных программ, знакомили с ними образовательные учреждения.

Музейная обстановка разрушает стереотип урока, активизируя интерес школьников к восприятию новой информации – так считает Н. И. Павлова, директор Куйбышевского краеведческого музея. Она призывает активно использовать фонды музеев как основу для написания научно-исследовательских работ, рефератов.

О потенциале музейной педагогики в реализации ФГОС говорили руководитель музея «Заельцовка» Е. В. Макарова и директор СОШ №172 И. М. Артамонова. Елена Валерьевна с позиции представителя музея обозначила проблему: школьникам скучно посещать экспозиции. Что нужно изменить в работе музея, чтобы их заинтересовать?

Ирина Михайловна отметила, что в музее есть то богатство, которое помогает достучаться до ребенка, есть важная эмоциональная составляющая, ведь в учебниках много картинок, но их нельзя потрогать. «На музейных занятиях учителя не должны сидеть в стороне, а принимать непосредственное участие вместе с учениками», – подчеркнула И. М. Артамонова.

В качестве новых форм взаимодействия специалисты назвали музейно-педагогические занятия, музейные праздники, «оживший музей», где экспонаты можно потрогать руками, а также проведение передвижных выставок на базе школы.

Завтра состоится работа трех круглых столов: «Музей и общество», «Интеграция государственных, муниципальных, вузовских музеев в освоении наследия», «Геобрендинг и имидж музеев». 12 октября будет организована еще одна секция «Современные технологии изучения наследия», а также подведены итоги работы конференции.

Видеозапись докладов секции «Музей в процессе интеграции науки, образования, культуры. Музей и школа» смотрите на нашем портале в ближайшее время. 

Алена Юдина ​

В регионе проходит конференция, посвященная развитию музеев