Подведению итогов годовой работы
ученых, выполнявших фундаментальные научные исследования в интересах
РЖД, была посвящена двухдневная научная конференция, завершившаяся 20 июня в Москве.
Она была организована совместно ОАО "Российские железные
дороги" и Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ). Именно
эти две организации выделили на паритетной основе деньги на гранты
общей суммой почти в 100 млн рублей, и теперь конференция должна была,
по словам заместителя директора РФФИ по науке члена-корреспондента РАН
Игоря Шеремета, "показать, что те средства, которые выделены на гранты,
потрачены с пользой и обеспечат существенное ускорение развития
российских железных дорог".
"По сути, в форме научной конференции
прошло расширенное заседание совместного экспертного совета РФФИ и РЖД,
- отметил он. - Обсуждались научные исследования, получившие
финансирование по результатам совместного конкурса, проведенного в
прошлом году. Прошел год работы, первые результаты получены. И на этой
конференции они рассматривались не только нашими, но и рядом
авторитетных внешних экспертов, что еще больше повышает объективность
оценки того, что сделано исследователями".
История совместного
финансирования науки со стороны РФФИ и РЖД отсчитывается с 2011 года,
когда был подписан первый договор о сотрудничестве между ними. "РЖД -
это наш самый давний, проверенный и опытный партнер по совместным
конкурсам, - подчеркнул замдиректора РФФИ. - Сегодня у нас заключены
соглашения о взаимодействии и с Ростехом, и с Росатомом, Роскосмосом,
Газпромнефтью и другими структурами - но первым были Российские железные
дороги. И все принципы организации совместных конкурсов, совместного
финансирования, совместной приемки результатов работы грантополучателей -
все отработаны вместе с РЖД".
Конкурсы двух организаций
направлены прежде всего на поддержку исследований с целью улучшения
эффективности работы железнодорожного транспорта, оптимального
управления перевозочным процессом, обеспечения функционирования
транспортной инфраструктуры, повышения надежности и безопасности на
железных дорогах. Большое место в ставящихся перед исследователями
задачах занимает также создание научных базисов для новых видов
транспорта, новых материалов и технологий, для конвергентных
направлений. Таких, например, как создание научных основ систем
управления высокоскоростным движением, спутниковые технологии для
навигационного сопровождения железнодорожной инфраструктуры,
энергоэффективность, кибербезопасность. В частности, пятью совместными
грантами РФФИ и РЖД был поддержан проект грузовой транспортной системы
на принципах магнитной левитации.
Многие из профинансированных
проектов уже взяты на вооружение, то есть перешли от стадии
фундаментальных исследований в область прикладной науки, а то и
опытно-конструкторских работ. На их основе сегодня разрабатываются
технологии, создаются перспективные материалы и новая техника для
железнодорожного транспорта.
"РЖД всегда отличались самым высоким
процентом выхода в практику результатов, полученных по грантам, -
подчеркнул Игорь Шеремет. - По оценкам двух-, трехлетней давности,
порядка 23% результатов ушло в опытно-конструкторские работы, которые
уже выполняют производственные организации. При том, что в среднем по
миру освоение результатов фундаментальных исследований составляет всего 5
- 10%".
Таким образом, РФФИ и РЖД не зря платят деньги ученым, -
подвел итог научной конференции заместитель директора Российского фонда
фундаментальных исследований.
РФФИ и РЖД не зря платят деньги ученым, доказала прошедшая в Москве научная конференцияРоссийский фонд фундаментальных исследований (rfbr.ru), 20.06.2018