Яндекс.Метрика

​Члены Попечительского совета РАО обсудили итоги года и планы на будущее развитие Академии. Каким должно быть российское образование, чего удалось добиться РАО в уходящем году и что можно сделать в наступающем — в репортаже Indicator.Ru.

Каким должно быть российское образование?

Председатель Попечительского совета и заместитель руководителя Администрации Президента РФ Магомедсалам Магомедов в самом начале заседания напомнил присутствующим, что РАО развивается как ведущий экспертный образовательный центр, деятельность которого направлена на решение повседневных задач российского образования. В прошлом году был запущен национальный проект «Образование», который должен обеспечить выполнение майского указа президента. В его рамках российское образование должно войти в десятку лучших и обеспечить воспитание патриотично-развитой и социально-ответственной молодежи.

«Современное российское образование должно быть качественным, доступным для каждого ребенка, что предполагает внедрение новых методов обучения и воспитания. Современное образование подразумевает не только обучение, но и создание комфортной творческой среды для получения знаний», — отметил Магомедов. Российская академия образования активно работает над решением этих задач. Она должна стать платформой для важнейших научных проектов в любом направлении исследований. Главную роль здесь играет реализация программы развития РАО.

Магомедов отдельно поблагодарил компании, поддержавшие их проекты. Среди них — «Роснефть», «Российский сельскохозяйственный банк», «Ростелеком» и другие. Всего от них за 2019 год поступило около 40 миллионов рублей. Благодаря этой помощи РАО смогла достичь определенных результатов.

Кроме того, наступающий 2020 год станет последним для действующей программы развития РАО. «Нам необходимо будет разработать новую программу на предстоящие пять лет», — напомнил присутствующим Магомедов.

Кто академик, а кто — школьник?

С отчетом об итогах года выступил президент РАО Юрий Зинченко. Он отметил, что Российская академия образования активно включилась в реализацию национальных проектов «Наука» и «Образование». Также РАО совместно с Российской академией наук проводила несколько совместных заседаний по вопросам развития искусственного интеллекта.

Зинченко отметил важность осмысления цифровизации не только в научном плане, но и в методическом. Без этого невозможно вхождение новых технологий в систему образования. За последний год РАО провела немало мероприятий, посвященных цифровизации. Также этот год ознаменовался изменениями в процедуре выборов академиков и членов-корреспондентов. Их средний возраст продолжает снижаться. «Это та динамика, которую стоит поддерживать», — отметил Зинченко. Также в этом году кандидаты на выборы могли представить результаты своей научной деятельности в виде небольшого видеоролика. Конкурс же составил около 2–3 человек на место в разных отделениях.

Юрий Зинченко рассказал и о приоритетных направлениях деятельности Академии. Во-первых, это организация и проведение масштабных междисциплинарных исследований в области образования и разработка новых технологий обучения. Президент РАО представил проект по изучению школьников. Он реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования и Министерства просвещения. Впервые в России запускаются масштабные исследования на темы кто такой ребенок, каким образом проводить изменения системы образования, в каких условиях учатся дети и каково состояние здоровья школьника.

«Это важные вопросы, которые необходимо учитывать при разработке основополагающих документов в сфере образования», — отметил Зинченко. Исследование не могло ограничиться только Москвой или крупными городами. Поэтому в этом году РАО запустило пилотный проект в регионах, среди которых республика Саха, Омская область, Ленинградская область, Чеченская республика и другие. В его рамках также фактически была проведена перепись школьных психологов.

Академия активно сотрудничала с ведомствами. Было подписано соглашение о сотрудничестве с Министерством труда и социальной защиты. Академия будет помогать методическому сопровождению детей-инвалидов, так как в России все еще нет научных программ по этой проблеме. Велось сотрудничество и с Министерством здравоохранения. РАО и РАН провели большое совместное заседание по вопросам исследования мозга человека.

При поддержке Министерства науки и высшей школы и Министерства просвещения был создан совет по развитию педагогического образования. «Это важный момент, потому что сейчас много вопросов по поводу изменений и школьных реформ, но все это чаще всего будет непосредственно упираться в то, кто будет учителем будущего и какие научные исследования должны быть в системе образования, в том числе для самой системы образования», — рассказал Зинченко.

Другим направлением стало фундаментальное исследование русского языка как языковой среды образования. «Для нас это важный момент», — отметил Зинченко. Было создано отделение российской словесности в академии образования. РАО участвовала в работе комиссии по вопросам сохранения русского языка и других мероприятиях.

Академия в уходящем году активно занималась экспертной деятельностью в области образования, которая является одним из основных направлений работы. Кроме того, она участвовала в организации мероприятий. Среди них XVI психологический конгресс и конкурс «Моя страна — моя Россия».

Планы на будущее

В следующем году РАО планирует снова его организовать — равно как и конкурс молодых ученых в сфере наук об образовании. Кроме того, РАО собирается провести мероприятия по созданию международной ассоциации исследователей в области наук об образовании. Предварительные договоренности с иностранными учеными уже есть, но надо еще многое сделать. «Нам очень важно предложить передовые разработки», — отметил министр науки и высшего образования Михаил Котюков, говоря о дальнейшем развитии Академии.

В рамках национального проекта «Наука» обсуждаются возможности и перспективы создания в России научных центров мирового уровня. Уже приняты решения по математическим, генетическим центрам. В области гуманитарных наук также есть перспективы создать нечто подобное, считает Котюков. Он же предложил РАО в качестве площадки для расширения работать на ежегодном Международном салоне образования в Москве. Это позволит РАО иметь постоянную площадку для обсуждения.

Президент РАН Александр Сергеев рассказал о проекте «цифрового двойника обучаемого». Его суть заключается в том, чтобы хорошо изучить поведение ученика и то, как он откликается на те или иные способы обучения. Эта информация может быть положена в основу цифровой модели, которую затем можно использовать для проектировки многочисленных траекторий развития, подходящих учащемуся. «Этот проект мы считаем очень важным и очень своевременным. Он должен быть одним из основных», — отметил Сергеев.

Генеральный директор МИА «Россия Сегодня» Дмитрий Киселев отметил, что первостепенной задачей должно стать создание новых государственных образовательных стандартов.

Также несколько предложений сделал ректор МГУ Виктор Садовничий. Он считает, что необходимо создать консорциумы, которые бы интегрировали образовательный и научный потенциал. Они должны будут улучшать положение в школах по всей стране. «К нашему удивлению, половина губернаторов высказали желание создавать такие консорциумы. Сейчас их создано уже 13», — сообщил Садовничий. Кроме того, он отметил важность существования российского рейтинга университетов. В прошлом году в нем участвовало более сотни российских вузов и около 1700 зарубежных. Он отличается от известных мировых рейтингов, так как в него включен еще один параметр — отношения университета и общества. За счет этого позиции вузов сильно меняются, что поспособствовало росту авторитета российских учебных заведений. Третьей идеей Садовничего стало развитие школ для одаренных детей. Они позволят рано выделять талантливых детей и создавать все условия для их развития.

По итогам обсуждения члены Попечительского совета признали работу РАО в уходящем году успешной.

Антон Курбатов

Цифры и цифра