Яндекс.Метрика

Показывать бесконечный мир возможностей еще в школьном возрасте —отличительная черта дополнительного образования в новосибирском Академгородке. В этом году исполняется 50 лет «Станции юных натуралистов», объединению, которое помогло определиться с будущей профессией многим поколениям детей.

Станция юных натуралистов появилась в 1966 году по инициативе и при активном участии академика Андрея Алексеевича Трофимука. СЮН не был в структуре Сибирского отделения, а подчинялся местному комитету профсоюзов, хотя курировался Институтами цитологии и генетики, систематики и экологии животных, геологии и геофизики СО АН СССР, Центральным Сибирским Ботаническим садом. Когда СССР рухнул, то СЮН остался в подвешенном состоянии, в аналогичной ситуации был и «Клуб юных техников». Тогда встал вопрос: что с ними делать?

Валентин Афанасьевич Коптюг позвал меня — директора ИЦиГа — и директора Института гидродинамики Владимира Михайловича Титова и сказал: «Ребята, нужно что-то решать: или распускайте клубы, или забирайте их себе». Я без особых раздумий дал согласие на включение СЮНа в структуру института, мы оформили «юных натуралистов» как лабораторию экологического воспитания (ЛЭВ), которая существует до сих пор, — рассказывает академик Владимир Константинович Шумный.

Анна Игоревна Стекленева, заведующая лабораторией экологического воспитания, руководитель объединений «Юные зоологи» и «Экология животных»: «В ЛЭВ работает 7 различных объединений естественно-научной направленности. В частности, на моих занятиях ребята узнают, как животные взаимодействуют друг с другом, влияют на окружающую их среду и сами подвергаются воздействию различных экологических факторов, к которым вынуждены приспосабливаться. У нас занимаются дети от дошколят до старшеклассников. Методически очень сложно продумать программу, охватывающую интересы всех. У каждого объединения есть план, как правило, он носит авторский характер. Мы стараемся углубить знания ребенка, полученные в школе, развить его исследовательские навыки, дать основы научного подхода к работе. Наши педагоги очень творческие люди, они здесь не из-за денег, не из-за карьеры, им нравится работать с детьми, проходить вместе с ребенком путь от простой заинтересованности до маленького открытия».

На ловца и зверь бежит

— Это очень полезное дело — определять склонность детей к определенным наукам в раннем возрасте, ведь самая большая проблема — правильно выбрать свою профессию. У каждого из нас свое предназначение, но если человек не найдет его, то будет мучиться, всю жизнь ощущая, что находится не на своем месте. Работа СЮН как раз заключается в том, чтобы выбирать из массы ребят тех, кому действительно предназначено стать, к примеру, биологом, — говорит Владимир Шумный.

Хотя преподавательский состав менялся много раз, работа лаборатории поддерживается на высоком уровне благодаря тому, что помогают институты. По словам академика, сотрудники ИЦИГ СО РАН преподают детям практически бесплатно. Материально СЮН тоже оснащался: передавали оборудование, коллекции и даже животных, поэтому сейчас там есть богатый живой уголок, где обитают более 200 различных животных, еще появился зимний сад — там собрано более 200 видов тропических и субтропических растений.

— Основная масса детей — это ученики начальных классов, поэтому мы стараемся использовать как можно больше наглядного материала, того, что можно трогать, рассматривать. Городским детям редко удается прикоснуться к живой природе, а наш уголок, по сути, в их распоряжении. Мы позволяем брать животных на руки, ухаживать за ними, проводить исследования, и это очень хороший магнит для школьников. В СЮНе всегда существовала проблема привлечения старшеклассников. Далеко не все, кто пришел в начальной школе, продолжают заниматься дальше. Остаются только те, кому действительно интересны науки о природе. И это естественный процесс, — рассказывает заведующая лабораторией Анна Игоревна Стекленева.

Зооуголок всегда был «сердцем» СЮН. Здесь дети узнают, как нужно ухаживать за питомцами, наблюдают за их развитием, делают первые открытия, а главное, учатся любить, понимать и жалеть своих меньших братьев. В выходной день у всех желающих есть возможность пообщаться с крысами и лисой, енотом, нутрией, голубями и курами. Все эти животные появились в зооуголке по-разному. Например, любимца ЛЭВ — лиса Антошку передали сотрудники зверофермы ИЦиГ, енот Кузя зимует в СЮНе, а летом «работает» в контактном зоопарке в Кольцово, почти все кролики и морские свинки — бывшие домашние питомцы, от которых по различным причинам отказались хозяева.

— Люди покупают зверей, не думая, что это живое существо, за ним надо ухаживать всю его долгую жизнь, ведь, к примеру, кролик может жить до 10 лет, — говорит сотрудник СЮНа Любовь Николаевна Перескокова.

Дикие животные, как правило, попадают в лабораторию ранеными. Каждую весну жители Академгородка несут бельчат, ежиков, птенцов. Сотрудники СЮНа стараются всех их подлечить, вырастить и выпустить в дикую природу. Остаются только те, кому не выжить без помощи человека, и, как правило, это птицы. В работе с пернатыми помогают сотрудники Центра реабилитации хищных птиц, где после восстановительного периода животных отпускают на волю. С приходом в ЛЭВ Анатолия Зосимовича Афиногенова популярным среди школьников Академгородка стал Музей природы.

— Мы хотим   показать детям все природные зоны нашей области. Сейчас в Музее созданы только две диорамы — болотная и таёжная. В этих экспозициях представлены основные их обитатели. Мы рассказываем, как они живут, чем питаются, описываем характерные особенности поведения. Самый крупный зверь — сибирская косуля, хотя дети, да и взрослые, обычно идентифицируют его как оленя. Еще один знаменитый житель нашей области — бобер, а впечатляющий представитель класса птиц — глухарь. Хочется, чтобы после посещения музея, ребята «в лицо» знали наших местных животных, — говорит Анатолий Зосимович.

В музее также имеются коллекции насекомых, рыб, гнезда и яйца птиц, мхи и лишайники, полезные ископаемые Новосибирской области. Каждый экспонат дает ребенку возможность больше узнать о природе родного края.

Мария Никитична Ким-Кашменская, кружки «Мир вокруг нас», «Начала физиологии»: «Я пришла в СЮН в восьмом классе, будучи зажатым, стеснительным ребенком и по-человечески раскрылась благодаря общению с ребятами разного возраста, мы много времени проводили вместе в СЮНе. Участие в конференциях, дискуссиях очень помогли в личностном развитии. Сейчас я сама занимаюсь с детьми, начиная с дошкольного возраста и до старших классов. С самыми маленькими мы знакомимся с общими природными закономерностями, погружаемся в окружающий мир, потом постепенно переходим к флоре и фауне Новосибирской области. Для старшеклассников веду курс «Начала физиологии», где ребята изучают функционирование организма человека, соотносят с работой разных систем органов у животных, прослеживают эволюционные закономерности. Получается такое объединение знаний зоологии, физиологии, анатомии, которое позволяет детям выстраивать общую картину мира. В этом я вижу свою основную задачу — сделать так, чтобы они поняли: все биологические науки взаимосвязаны».

Полевая жизнь

Другим важным стимулом для обучения в ЛЭВ являются ежегодные летние экспедиции экологического и геологического профиля. Экологические финансирует ИЦиГ СО РАН. По словам А.И. Стекленевой, раньше была возможность получать грант от Президиума СО РАН, но последние два года деньги поступают исключительно от института.

Перед каждой экспедицией с ребенком обговаривается тема будущей научной работы, он знает, какой объем информации должен привезти, поэтому задача ученика — суметь собрать и определить материал. Выездами уже больше 20 лет подряд руководит кандидат биологических наук Сергей Олегович Батурин, сотрудник ИЦиГ СО РАН. В ЛЭВ ученый преподает «Полевую экологию».

— Мы выбираем место, куда сначала заезжает рабочий отряд, это чаще всего старшие мальчики и студенты, а еще родители. Они ставят базу для лагеря, затем уже прибывает основная масса детей. Им дается 1-2 дня на доорганизацию пространства, затем мы приступаем к работе в стационарном лагере либо на маршрутно-радиальных выходах из него. Есть определённые часы в первую и вторую половину дня, когда ребенок занят своим исследованием. Каждый трудится с руководителем и «наставником», тему которого он берет, — рассказывает Мария Никитична Ким-Кашменская.

Ребята возвращаются с собранными коллекциями, обычно требующими определения уже в камеральных условиях, часто нужны консультации специалистов НИИ. Также дети привозят с собой «канву» для написания дальнейшей работы — в этом отчете ребенок обобщает полученные знания, привлекает справочную литературу, делает подсчеты, графики. Затем ученики расширяют свои научные труды, и выступают с докладами на разных конференциях и конкурсах.

Геологические экспедиции также проводятся каждое лето. Как правило, таких экспедиций две. Ребята, занимающиеся в клубе первый и второй год, отправляются в недельные путешествия на реку Бердь, на Алтай или Урал.  Цель таких поездок — знакомство с геологическими объектами и процессами, получение навыков ведения геологических маршрутов, сбор коллекционного материала. Очень важно, что в такой поездке дети получают первый опыт полевой жизни, вместе преодолевают мелкие бытовые неурядицы. Преподаватели обязательно берут с собой несколько человек постарше, чтобы помогли младшим, поделились знаниями. Те, кто занимается дольше, выезжают в геологические экскурсии на 2-3 недели в самые разные уголки России.

— Мы были на Кольском полуострове, на Байкале, в Забайкалье, на Урале, в Киргизии. Новосибирская область посещается, но короткими походами, потому что у нас маловато месторождений, открытых скальных обнажений, поэтому приходится ездить далеко. Дети возвращаются с коллекциями образцов, полевыми наблюдениями. Все это станет основой будущих исследовательских работ, — рассказывает руководитель клуба «Юный геолог», сотрудник Института геологии и минералогии им. В. С. Соболева СО РАН Елена Анатольевна Крук.

Будущим летом планируются экспедиции на Южный Урал и в Забайкалье. Основная денежная нагрузка лежит на родителях. Впрочем, обычно полевые работы поддерживает ИГМ СО РАН, однако, в этом году он частично профинансировал поездки команды на Всероссийскую геологическую олимпиаду в Москву и на Межрегиональную в Санкт-Петербург. Помогает институт и с геологическим снаряжением. Новые палатки, геологические молотки, горелки — все, что есть в клубе, появилось благодаря помощи ИГМ.

— Если чего-то не хватает, то просим в ЛЭВ или в институте, нам всегда идут навстречу. Но помощь бывает не только финансовой, часто приходится обращаться к сотрудникам ИГМ и ИНГГ с просьбой прочитать лекции, помочь в постановке экспериментов для исследовательских работ, да и просто за консультациями. Никогда ни один сотрудник нам не отказал, всегда рады помочь, — говорит Елена Анатольевна. 

Елена Анатольевна Крук, клуб «Юный геолог»: «Мы берем в кружок детей, начиная с четвертого класса, просто потому, что до такого возраста они еще не готовы заниматься геологией, ведь эта наука требует сочетания знаний из разных областей. В четвертом и пятом проводим вводные курсы: первый год — это основы минералогии и общей геологии. Ребята знакомятся с самыми распространенными минералами и их свойствами, узнают, что такое вулканизм горообразование, выветривание, анализируют, почему разрушаются и создаются горы, куда текут реки, почему образуются ледники. Занятия с малышами мы стараемся сопровождать понятными для них простыми экспериментами и опытами.  Второй год обучения полностью посвящен изучению развития жизни на Земле: анализируем основы исторической геологии и палеонтологии.  Последующие годы в кружке связаны уже с более углубленными знаниями по полезным ископаемым, по географическим объектам, а в девятом классе ребенок выбирает интересующую тему или узкую специализацию и занимается уже более конкретно.  Начиная с пятого класса многие юные геологи участвуют в олимпиадах, которые проходят в разных городах России».

СЮН уже не тот?

— Что изменилось в детях, по сравнению с моим поколением? Мне кажется, только одно — меньше стало личного общения.  Это и понятно, вся коммуникация ушла в социальные сети. Если мы постоянно собирались экспедиционным отрядом на каждый день рождения, то сейчас ребята даже Новый год не встречают вместе. Я знаю, что небольшими группками они продолжают дружить, однако, общности полевых отрядов нет, но это, возможно, и не нужно, — рассказывает Мария Никитична Ким-Кашменская.

— Наши дети живут с гаджетами и это данность, от которой нет смысла избавляться. Дети не стали ни глупее, ни жёстче, человеческие качества в них не исчезли, — объясняет Елена Анатольевна Крук.

Еще одно изменение, которое отметила заведующая Лабораторией экологического воспитания — это ориентированность ребенка на портфолио: бывает, что стимул в виде грамоты играет обратную роль. Ученика интересует не процесс исследования, не желание понять причину или раскрыть тайну природы, а возможность красиво подать материал и получить галочку. 

Валентина Александровна Великанова, преподаватель студии «Аранжировка цветов»: «Я работаю в СЮНе больше двадцати лет.  В названии студии есть слово «аранжировка», и не случайно, ведь его значение –– приводить все в порядок по законам. Начинаем с плоскостной флористики. Изготавливая открытки из засушенных растений, дети пытаются понять ритм, соотношение цветов, красоту композиций. Только после того, как ребенок усвоит все эти законы, можно переходить к работе с живыми растениями, а затем и к японскому искусству икэбана. Надо отметить, что у девочек постепенно развивается усидчивость, аккуратность, чувство красоты. Именно поэтому я не беру в кружок совсем маленьких детей, ведь серьезные вещи рассказываю, нужно, чтобы они понимали мои слова. Через некоторое время ученики могут работать по-настоящему.   Воспитанники студии участвуют в самых разнообразных выставках, например, делали композиции для Музея бересты, выставляемся на Сибирской ярмарке, 12 лет подряд украшали зал к празднику Восьмого марта для одного банка. Когда девочки выпускаются, у них уже есть целое портфолио, которое позволяет им работать самостоятельно. Многие мои выпускницы занимаются оформлением свадеб и других торжеств».

ЕГЭ, ВУЗ и прочие аббревиатуры

— Не скажу, что нашим ребятам намного легче попасть в университеты. Когда поступали по обычной советской системе, одной из лучших в мире, то тогда абитуриенты сдавали вступительные экзамены, во время которых четко выявлялись те, кто склонен к биологии или геологии. Сейчас эту направленность труднее определить, уравниловка в виде ЕГЭ резко понизила уровень образования, — заявляет Владимир Константинович Шумный.

— По окончанию СЮНа мы никаких бонусов в виде дополнительных баллов к ЕГЭ не даем. Преимущества наших учеников в том, что их знания шире, есть хорошие навыки исследовательской работы. На счет ЕГЭ сложно сказать, мы больше углубляемся в экологию, а экзамена по этой науке нет, но на занятиях ребята обращаются и к биологии, поэтому более уверены в этом предмете. В среднем, ежегодно у нас выпускается около 10 человек, половина из них идут на ФЕН или ГГФ НГУ и, как правило, проходят на бюджет, — отмечает Анна Стекленева. 

Дарина Муханова