8
декабря в Москве прошел III Всероссийский форум "Национальная
система квалификаций России", в котором принял участие ректор НИУ ВШЭ
Ярослав Кузьминов. Он предложил пока не распространять систему
квалификаций на всех работников бюджетной сферы и усилить требования к
квалификации исследователей.
Национальная система квалификаций
создается в России в соответствии с майским указом президента 2012 года.
Суть ее в том, что объединения работодателей разрабатывают
профессиональные стандарты - требования к специалистам того или иного
профиля, а также создают независимые центры оценки квалификаций. В этих
центрах любой желающий может сдать профессиональный экзамен и получить
документ, подтверждающий квалификацию. Уже принято 1087 профессиональных
стандартов, создано 156 независимых центров оценки в разных отраслях.
Вице-премьер
Ольга Голодец заявила, что результаты этой работы успешны, что "был
совершен прорыв". По ее мнению, "Национальная система квалификаций
создает новые возможности для системы образования, рынка труда и каждого
работника". Президент НИУ ВШЭ, председатель Национального совета при
Президенте РФ по профессиональным квалификациям Александр Шохин
рассказал, что в 2016-2017 годах в пилотных проектах по созданию
инфраструктуры Национальной системы квалификации участвовали 23 региона.
Выступая
на форуме, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов отметил, что
профессиональные квалификации в России очень молоды, и в разных отраслях
накоплен как позитивный, так и негативный опыт их формирования и
применения. В таких отраслях, как сварка или вертикальный транспорт
(лифты, подъемники и проч.), работодатели быстро объединились, приняли
профессиональные стандарты для рабочих профессий и открыли центры оценки
квалификаций. Но есть примеры, когда необходимость регулирования рынка
квалификаций вызывает сомнения в образовательном или профессиональном
сообществе, а иногда в них обоих.
В частности, возникает вопрос,
как соотносится система аттестации научно-педагогических кадров c
системой профессиональных квалификаций. По мнению ректора НИУ ВШЭ, не
стоит пытаться распространять систему квалификаций (во всяком случае, в
том виде, в каком она существует сегодня) на всех работников бюджетной
сферы. В образовании, равно как и в медицине, уже существуют отраслевые
традиции, и они более развиты, чем предлагаемая рамка профессиональных
квалификаций. И здесь возможны два решения: или не затрагивать их
Национальной системой квалификаций, или сохранять сложившиеся системы и
включать туда новшества, которые профессиональное сообщество считает
необходимыми.
Один из характерных примеров - профессия
исследователя. Современный ученый должен владеть иностранным языком,
публиковаться в международных журналах и быть встроенным в глобальное
академическое сообщество, но в формальных требованиях Минобрнауки России
и ВАК эти требования пока отсутствуют. По мнению Ярослава Кузьминова,
их можно включить в действующую отраслевую систему квалификаций.
Национальная
система квалификаций может способствовать росту качества среднего
профессионального образования. Получать его приходят выпускники 9 и 11
классов, ориентированные на получение конкретной квалификации и быстрый
заработок, но качество их подготовки, их соответствие требованиям рынка
труда оставляют желать лучшего. Однако теперь обучение в техникуме может
завершаться независимым профессиональным экзаменом. Такие экзамены
организуют советы по профессиональным квалификациям - объединения
работодателей конкретных отраслей, и дипломы, которые получают
выпускники, являются сигналами на рынке труда, свидетельствуют о
востребованности их обладателей в профессиональном сообществе.
При этом в высшем образовании, считает Ярослав Кузьминов, есть риски некорректного применения профессиональных стандартов
При
этом в высшем образовании, считает Ярослав Кузьминов, есть риски
некорректного применения профессиональных стандартов. Недопустимо
включать тексты профессиональных стандартов в образовательные стандарты,
так одному образовательному стандарту может соответствовать несколько
десятков профессиональных стандартов (например, выпускники
образовательных программы вузов по направлению "Экономика" могут
работать бухгалтерами, аудиторами, аналитиками и т.д.). Здесь все
зависит от специализации вуза и конкретной образовательной программы.
Ректор НИУ ВШЭ рекомендовал изменить формулировку части 7 статьи 11
закона "Об образовании в Российской Федерации", чтобы ФГОС
профессионального образования разрабатывались с учетом профессиональных
стандартов, а примерные основные образовательные программы в своей
профильной части - на основе профессиональных стандартов при наличии
таковых.
Ярослав Кузьминов также высказался о нецелесообразности
создания профессионального стандарта "Руководитель образовательной
организации". Попытки разработать такой универсальный стандарт уже
предпринимались прежним составом Минобрнауки России,
однако требования получались слишком общими, без учета специфики
образования, и их можно было предъявить руководителю почтового отделения
или капитану крейсера. По мнению ректора НИУ ВШЭ, будут полезны
отдельные профессиональные стандарты руководителей системы общего
образования (например, директора школы или заведующего детским садом), а
вот стандарт для ректоров вузов вряд ли нужен. Вузы есть в разных
отраслях, и руководство каждой отрасли должно иметь свободу в
формировании и оперативном изменении требований к своим ректорам.
По
мнению Ярослава Кузьминова, также необходимо усилить методическое и
организационное обеспечение деятельности федеральных учебно-методических
объединений (ФУМО) и отраслевых советов по профессиональным
квалификациям (СПК) для более эффективной работы по актуализации и
согласованию образовательных стандартов. Из-за нехватки подготовленных
методистов страдает качество образовательных стандартов, некоторые из
которых по 3-4 раза проходят согласование с объединениями работодателей.
Ректор НИУ ВШЭ предложил Министерству образования и науки РФ создать
2-3 методических центра, специалисты которых помогали бы ФУМО и СПК в
разработке необходимых документов.
Современный ученый должен владеть иностранным языком и публиковаться в международных журналахГосударственный университет - Высшая школа экономики (hse.ru), 11.12.2017