Яндекс.Метрика

8 декабря в Москве прошел III Всероссийский форум "Национальная система квалификаций России", в котором принял участие ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. Он предложил пока не распространять систему квалификаций на всех работников бюджетной сферы и усилить требования к квалификации исследователей. 

Национальная система квалификаций создается в России в соответствии с майским указом президента 2012 года. Суть ее в том, что объединения работодателей разрабатывают профессиональные стандарты - требования к специалистам того или иного профиля, а также создают независимые центры оценки квалификаций. В этих центрах любой желающий может сдать профессиональный экзамен и получить документ, подтверждающий квалификацию. Уже принято 1087 профессиональных стандартов, создано 156 независимых центров оценки в разных отраслях.

Вице-премьер Ольга Голодец заявила, что результаты этой работы успешны, что "был совершен прорыв". По ее мнению, "Национальная система квалификаций создает новые возможности для системы образования, рынка труда и каждого работника". Президент НИУ ВШЭ, председатель Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям Александр Шохин рассказал, что в 2016-2017 годах в пилотных проектах по созданию инфраструктуры Национальной системы квалификации участвовали 23 региона.

Выступая на форуме, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов отметил, что профессиональные квалификации в России очень молоды, и в разных отраслях накоплен как позитивный, так и негативный опыт их формирования и применения. В таких отраслях, как сварка или вертикальный транспорт (лифты, подъемники и проч.), работодатели быстро объединились, приняли профессиональные стандарты для рабочих профессий и открыли центры оценки квалификаций. Но есть примеры, когда необходимость регулирования рынка квалификаций вызывает сомнения в образовательном или профессиональном сообществе, а иногда в них обоих.

В частности, возникает вопрос, как соотносится система аттестации научно-педагогических кадров c системой профессиональных квалификаций. По мнению ректора НИУ ВШЭ, не стоит пытаться распространять систему квалификаций (во всяком случае, в том виде, в каком она существует сегодня) на всех работников бюджетной сферы. В образовании, равно как и в медицине, уже существуют отраслевые традиции, и они более развиты, чем предлагаемая рамка профессиональных квалификаций. И здесь возможны два решения: или не затрагивать их Национальной системой квалификаций, или сохранять сложившиеся системы и включать туда новшества, которые профессиональное сообщество считает необходимыми.

Один из характерных примеров - профессия исследователя. Современный ученый должен владеть иностранным языком, публиковаться в международных журналах и быть встроенным в глобальное академическое сообщество, но в формальных требованиях Минобрнауки России и ВАК эти требования пока отсутствуют. По мнению Ярослава Кузьминова, их можно включить в действующую отраслевую систему квалификаций.

Национальная система квалификаций может способствовать росту качества среднего профессионального образования. Получать его приходят выпускники 9 и 11 классов, ориентированные на получение конкретной квалификации и быстрый заработок, но качество их подготовки, их соответствие требованиям рынка труда оставляют желать лучшего. Однако теперь обучение в техникуме может завершаться независимым профессиональным экзаменом. Такие экзамены организуют советы по профессиональным квалификациям - объединения работодателей конкретных отраслей, и дипломы, которые получают выпускники, являются сигналами на рынке труда, свидетельствуют о востребованности их обладателей в профессиональном сообществе.

При этом в высшем образовании, считает Ярослав Кузьминов, есть риски некорректного применения профессиональных стандартов

При этом в высшем образовании, считает Ярослав Кузьминов, есть риски некорректного применения профессиональных стандартов. Недопустимо включать тексты профессиональных стандартов в образовательные стандарты, так одному образовательному стандарту может соответствовать несколько десятков профессиональных стандартов (например, выпускники образовательных программы вузов по направлению "Экономика" могут работать бухгалтерами, аудиторами, аналитиками и т.д.). Здесь все зависит от специализации вуза и конкретной образовательной программы. Ректор НИУ ВШЭ рекомендовал изменить формулировку части 7 статьи 11 закона "Об образовании в Российской Федерации", чтобы ФГОС профессионального образования разрабатывались с учетом профессиональных стандартов, а примерные основные образовательные программы в своей профильной части - на основе профессиональных стандартов при наличии таковых.

Ярослав Кузьминов также высказался о нецелесообразности создания профессионального стандарта "Руководитель образовательной организации". Попытки разработать такой универсальный стандарт уже предпринимались прежним составом Минобрнауки России, однако требования получались слишком общими, без учета специфики образования, и их можно было предъявить руководителю почтового отделения или капитану крейсера. По мнению ректора НИУ ВШЭ, будут полезны отдельные профессиональные стандарты руководителей системы общего образования (например, директора школы или заведующего детским садом), а вот стандарт для ректоров вузов вряд ли нужен. Вузы есть в разных отраслях, и руководство каждой отрасли должно иметь свободу в формировании и оперативном изменении требований к своим ректорам.

По мнению Ярослава Кузьминова, также необходимо усилить методическое и организационное обеспечение деятельности федеральных учебно-методических объединений (ФУМО) и отраслевых советов по профессиональным квалификациям (СПК) для более эффективной работы по актуализации и согласованию образовательных стандартов. Из-за нехватки подготовленных методистов страдает качество образовательных стандартов, некоторые из которых по 3-4 раза проходят согласование с объединениями работодателей. Ректор НИУ ВШЭ предложил Министерству образования и науки РФ создать 2-3 методических центра, специалисты которых помогали бы ФУМО и СПК в разработке необходимых документов.

Современный ученый должен владеть иностранным языком и публиковаться в международных журналах