Яндекс.Метрика
Разделение высшего образования на бакалавриат и магистратуру сегодня практически не вызывает дискуссий на тему, зачем это нужно,  - двухуровневая система стала нормой. Фокус внимания сместился на другое: в чем особенность современных магистерских программ, что именно делает их успешными, какова роль работодателей в разработке курсов для магистратуры? Как отмечают эксперты, единой формулы успеха тут не существует, но уже ясно, что в одиночку вузу его достичь сложно.

Распространению лучших образовательных практик и моделей сетевого сотрудничества университетов была посвящена недавняя конференция “Пространство магистратуры: глобальное в локальном”. Ее организаторами выступили Благотворительный фонд В.Потанина, Казанский национальный исследовательским техническим университетом им. А.Н.Туполева (КАИ) и Национальный фонд подготовки кадров (НФПК). Конференция состоялась на базе КАИ - вуза, в котором накоплен хороший опыт организации магистерских программ, в том числе международных и сетевых.

Как рассказала генеральный директор Благотворительного фонда В.Потанина Оксана Орачева, участниками конференции стали, прежде всего, победители последнего грантового конкурса для преподавателей вузов, только приступивших к реализации своих проектов, то есть к созданию магистерских программ и отдельных магистерских курсов, в том числе онлайновых. Фонд сотрудничает с 75 вузами, преподаватели и студенты которых ежегодно приглашаются к участию в его конкурсах.

- С другой стороны, нельзя сказать, что это конференция лишь “для своих”: в ней могли принять участие представители любых университетов, - добавила О.Орачева. - Ее цель - широко представить тему магистратуры в целом и обсудить связанные с ней актуальные проблемы.

Открывая конференцию, первый заместитель министра образования и науки Татарстана Андрей Поминов отметил, что в республике программы магистратуры пользуются спросом: за последние два года прием на них вырос более чем на четверть. Причем за это образование семьи готовы платить: из 10 тысяч поступивших в прошлом году почти половина (46%) учатся на внебюджетной основе.

Много это или мало? Как напомнил проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин, страна перешла к магистратуре совсем недавно: первый массовый выпуск бакалавров состоялся три года назад, а магистров - лишь в прошлом году. И хотя по ряду направлений подготовки единичные вузы организовывали магистратуру еще с 1992 года (та же “Вышка”, например, которая начала свое существование с магистерских программ), этот “опыт ничтожен по сравнению с масштабами” общего приема в вузы: в магистратуре сегодня обучаются всего 7% от всего контингента студентов. А быстрый рост числа магистрантов объясняется, прежде всего, тем, что раньше их практически не было.

Тем не менее опыт создания магистратур есть, и его анализу было посвящено выступление исполнительного директора НФПК Ирины Аржановой. По ее словам, во всех крупных общероссийских проектах, оператором которых был и является НПФК, тема магистратуры присутствовала всегда. Но если сначала главным было достижение числовых показателей (например, количество в вузе магистерских программ или людей, на них принятых), то в последнее время, особенно в опорных университетах, магистратура рассматривается не сама по себе, а как инструмент достижения больших стратегических целей, которые ставит перед собой университет. “Это кажется мне принципиально важным и новым по сравнению с тем, что реализовывалось раньше, - подчеркнула И.Аржанова. - В проекте опорных университетов впервые фокус государственной поддержки сместился с саморазвития университета на изменение его позиционирования в регионе. Этот проект в меньшей степени про вузы, он про то, чтобы университетам совместно с властью артикулировать общие региональные проблемы и вместе отвечать за их решение”. Таким образом, магистерские программы сегодня становятся частью вузовских стратегических проектов, каждый из которых имеет конкретного заказчика в регионе. Понятно, что это меняет подход к их созданию, в частности, предполагает тесное взаимодействие с конкретными работодателями при их разработке и реализации.

И.Аржанова привела цифры, характеризующих темпы развития магистратуры в разных категориях университетов за последние годы. Изначально большое внимание развитию программ второй ступени высшего образования уделялось в федеральных университетах, и с 2010-го по 2016 годы доля магистрантов, которые обучаются в этих вузах, увеличилась в четыре раза. Максимальная доля магистрантов - в ЮФУ - 25,8%. Наиболее интенсивное развитие - в СВФУ и в САФУ -  рост в 18 и в 8 раз соответственно. В целом по сети федеральных университетов по программам магистратуры и аспирантуры обучается примерно каждый пятый (21,6%). При этом 27,9% обучающихся на магистерских программах - выпускники других вузов. И.Аржанова отметила как успешный совместный проект федеральных университетов “Сетевая магистратура”.

В национальных исследовательских университетах сейчас в среднем доля обучающихся в магистратуре составляет 23,5% (в 2009 г., когда проект НИУ был запущен, - 9,5%); выпускники других вузов, обучающиеся на магистерских программах НИУ, составляют 34,3%.

Опорные университеты созданы недавно. Их 33. И они очень разные. Уже в 2017 году среднее значение удельного веса численности магистрантов составило 15% с небольшим (больше запланированного), однако этот показатель сильно различается от вуза к вузу: от 7,4% в Новгородском госуниверситете до 22,3% -  Алтайском госуниверситете. И.Аржанова отметила, что опорные вузы создают много сетевых программ: например, Орловский госуниверситет и ИТМО, Сывтывкарский госуниверситет и САФУ, Сибирский медицинский университет - ТГУ и ТПУ. Это придает “большую дополнительную мощность” магистерским программам, разрабатываемым в опорных вузах.

Кроме того, в опорных университетах создаются междисциплинарные магистерские программы технологической магистратуры, а также программы, ориентированные на конкретного работодателя (предприятия ТЭК в Уфе, институты, связанные с ядерными технологиями в Нижнем Новгороде, и т.д). “Сложнее, что примерно четверть стратегических проектов опорных университетов направлена  на развитие городской среды, социального предпринимательства. Все эти темы очень важны, но прямого заказчика сейчас на них нет”, - отметила И.Аржанова. 

Директор консалтинговой компании CTD Дмитрий Райчук также разделил магистерские программы на две группы. К первой, условно названной им “Магистратура 1.0”, он отнес программы, в которые разработчики попытались просто вместить то, что не вошло в бакалавриат при разделении специалитета на два уровня. Студенты зачастую автоматически шли из бакалавриата в магистратуру, оставаясь прикрепленными к той же кафедре, и в этом случае цели перехода на двухуровневую программу вузу оставались непонятными. Программы из второй группы - “Магистратура 2.0” - уже не просто продолжение бакалавриата: такая магистратура отличается от него содержанием и форматом обучения (подготовка к профессиональной деятельности, обучение через генерацию новых знаний), а также составом преподавателей.

Как считает Д.Райчук, если в бакалавриате востребованы преподаватели-методисты, которые умеют вложить готовые знания в головы студентов, а в перерывах занимаются научной деятельностью, то в “Магистратуре 2.0” преподаватели занимаются своей профессиональной деятельностью, а в перерывах учат студентов. Перед многими вузами поставлена задача увеличения доли магистрантов в общем числе студентов, и ключевой вопрос, где найти столько профессионалов, ведущих актуальные исследования и разработки, чтобы охватить всех магистрантов? Решение, которое находят сегодня университеты, по словам Д.Райчука, - в создании корпоративных магистерских программ, то есть программ, созданных с корпоративными партнерами, которыми могут быть и академические институты, и компании. “Корпоративные магистратуры - продолжение базовых кафедр, которые, по-видимому, уходят, - заявил докладчик. -  Это не значит, что базовые кафедры нужно закрывать, нет,  если они действуют эффективно. Но правильнее и проще создавать корпоративные магистерские программы”.

О реакции российского рынка труда на развитие магистратуры рассказал проректор НИУ ВШЭ, руководитель лаборатории исследования рынка труда Сергей Рощин. Он заметил, что к массовому выпуску магистрантов рынок труда только привыкает, только начинает адаптироваться к нему, “раздумывая”, чем отличается магистр от специалиста, бакалавра, аспиранта. “В целом  тут пока профессиональное сообщество идет на ощупь”, - резюмировал эксперт. Что же касается отношения к магистратуре студентов, то за последние десять лет их сознание изменилось: если раньше значительная часть молодых людей, собиравшихся изменить направление подготовки, думала о втором высшем образовании, то сейчас весы склонились в сторону магистратуры.

“Есть мнение, что образование в магистратуре означает углубление знаний, полученных в бакалавриате, но это вовсе не обязательно, - сказал С.Рощин. -  Магистратура - определенная ниша более конкретных, более обширных знаний в рамках определенного профессионального сегмента рынка труда. Она воспринимается как образовательный продукт, в который молодые люди инвестируют, чтобы потом продвинуться в карьере, получать более высокую зарплату. Довольно существенная часть молодежи воспринимает магистратуру как возможность переключиться на иную область деятельности”. Таковы данные мониторинга экономики образования, который НИУ ВШЭ достаточно давно делает по заказу Минобрнауки РФ.

Развивая тему оценки эффективности магистратуры, поднятую предыдущими докладчиками, С.Рощин отметил, что отдача от магистратуры с точки зрения рынка труда измеряется двумя параметрами: вероятностью найти рабочее место (то есть трудоустройством выпускника) и уровнем зарплаты. Он рассказал, что в “Вышке” эти показатели для выпускников бакалавриата и магистратуры разных направлений подготовки анализируются экспертами. “Сейчас без такого анализа проектировать те или иные действия на образовательном рынке с точки зрения создания и развития программ любого уровня университету достаточно сложно”, - сказал эксперт и призвал коллег для оценки эффективности магистерских программ своего вуза работать с данными о дальнейшей судьбе их выпускников. 

На тематических секциях было рассмотрено множество кейсов конкретных вузов, иллюстрирующих сказанное экспертами. Такую конференцию Благотворительный фонд В.Потанина проводит уже в четвертый раз (предыдущие состоялись в Санкт-Петербурге, Москве и Томске). По отзывам участников, подобные встречи и обсуждения чрезвычайно важны. 

Наталия БУЛГАКОВА