Яндекс.Метрика

​Проект Федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации», подготовленный Минобрнауки России, в настоящее время проходит обсуждение перед внесением в Госдуму Российской Федерации в сентябре 2018 года. «Наука в Сибири» публикует замечания и предложения академика Николая Леонтьевича Добрецова по доработке данного ФЗ, а также призывает научное сообщество вступить в дискуссию — ведь от вашей активности в этот период зависит многое в одном из документов, регламентирующих научную деятельность в нашей стране.

 

Общие замечания:

1. Новая редакция закона не учитывает большинство замечаний и предложений, содержащихся в отзыве (заключении) РАН и в решении Комитета по образованию и науки Госдумы от 7.12.2017 г.

2. Закон и подзаконные акты (№ 1 «Перечня») не создают эффективной системы управления и ответственности за результаты научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Конкретные замечания, уточняющие пункты 1 и 2:

3. В решениях Комитета по образованию и науке Госдумы РФ, рекомендованных в первом пункте, сказано «…Регулирование инновационной деятельности в силу ее специфического характера, связанного с созданием и реализацией на рынке наукоемкой продукции, целесообразно исключить из рассмотрения в рамках данного законопроекта, ограничив предмет его регулирования только научной и научно-технологической деятельности». С этим же связано и замечание 3 Комитета по образованию и науке, что «приведенный в законопроекте понятийный аппарат, в том числе определение инновационной деятельности, не соответствует принятым международным нормам, в том числе Руководству по сбору и анализу данных по инновациям».

В новой версии законопроекта фактически обособляются задачи инновационной деятельности (ст. 21), федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия в области инновационной деятельности (отдельно от уполномоченного органа в области научно-технологического развития) (ст. 5), многочисленные статьи о технологической инициативе (ст. 16), технологической платформе (ст. 50) и другие, связанные с инновационной деятельностью (ст. 21, 41), что позволяет утверждать, что представленный проект целесообразно разделить на два закона — «О научной и научно-технической деятельности» и «Об инновационной деятельности в РФ».

4. Одним из основных замечаний в отзыве (заключении) РАН было положение о том, что закон должен создавать систему государственного регулирования (стимулирования, финансирования и ответственности за результаты) научной и научно-технологической деятельности. В проекте Закона говорится о полномочиях, возможностях, видах деятельности и видах организаций, но практически отсутствует понятие и термин «ответственности за результат». Есть оценка результативности научной организацией (ст. 70 и др.), но нет оценки положения об ответственности за результат органов, создающих и утверждающих государственные программы и проекты. По оценке Счетной палаты, до 30—50 % средств, выделяемых на госпрограммы, накапливаются на счетах организаций без движения или расходятся не по целевому назначению.

Глава 15. Мониторинг и оценка научной и научно-технической деятельности — одна из наиболее важных, но не доработанных. Получается, что результат такого мониторинга и оценки — только использование РАН при подготовке докладов о состоянии фундаментальных наук в РФ (конец ст. 69). 

Ст.69, п.5. Данные мониторинга используются Российской академией наук при подготовке докладов о состоянии фундаментальных наук в Российской Федерации и о важнейших научных достижениях, полученных российскими учеными, которые подлежат представлению Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.

5. Статья 48. Российская академия наук приведена в гл. 8 в общем ряду организаций со специальным правовым статусом (после ст. 46 о региональных научно-технологических центрах и перед ст. 49 об общественных академиях наук).

Ст. 48. Российская академия наук 

1. Российская академия наук является государственной академией наук, осуществляющей свою деятельность в целях: 

обеспечения преемственности и координации: фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, проводимых по важнейшим направлениям естественных, технических, медицинских, сельскохозяйственных, общественных и гуманитарных наук; научных исследований, реализуемых в сфере оборонно-промышленного комплекса в интересах обороны страны и безопасности государства; 

прогнозирования основных направлений научного, научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации; 

экспертного научного обеспечения деятельности органов государственной власти, научно­методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования; 

распространения научных знаний, повышения престижа науки, популяризации достижений науки и техники среди детей и молодежи. 

Иные цели, а также функции, задачи и виды деятельности Российской академии наук, особенности ее правового положения определяются Федеральным законом «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и уставом Российской академии наук

2. В состав Российской академии наук входят члены Российской академии наук (академики, члены-корреспонденты) и иностранные члены Российской академии наук

3. В структуру Российской академии наук входят региональные отделения Российской академии наук, представительства Российской академии наук в субъектах Российской Федерации, а также иные организации, осуществляющие деятельность, способствующую достижению Российской академией наук целей, основных задач и функций, определенных Федеральным законом «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также уставом Российской академии наук

4. Российская академия наук разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации программу фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период, предусматривающую направление средств федерального бюджета на проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в Российской Федерации и включающую в себя приоритеты в проведении указанных исследований, обоснование их ресурсного обеспечения на срок действия данной программы, значения целевых показателей ее реализации. 

6. Российская академия наук осуществляет экспертизу научных и (или) научно-технических результатов и проводит качественную оценку результативности научной, научно-технической деятельности организаций в соответствии с частью 5 статьи 70 настоящего Федерального закона. 

Порядок осуществления научного и научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью, а также экспертизы научных и (или) научно-технических результатов устанавливается Правительством Российской Федерации. 

7. Российская академия наук вправе направлять в органы государственной власти Российской Федерации предложения по вопросам развития законодательства, а также по вопросам, относящимся к сфере деятельности Российской академии наук, и проводить по указанным вопросам публичные слушания.

Эта статья 48 о РАН не полностью соответствует новому закону, представленному Президентом РФ 22 февраля 2018 года в Госдуму, значительно расширяющему полномочия РАН, в частности по инициированию законодательных мер, международной деятельности, взаимодействия с ФАНО. Но главное — в законе не сделана попытка поставить РАН во главу всей системы фундаментальных и поисковых исследований, получения новых знаний и технологий, важных и для инновационной деятельности, и для повышения качества образования, прежде всего высшего образования. Это еще один из признаков отсутствия системности в новой версии Закона, в значительной мере повторяющей недостатки первой версии.

6. Пояснительная записка к проекту закона на десяти страницах отмечает недостатки существующего закона № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», который, по мнению разработчиков нового закона, «утратил роль системообразующего и координирующего центра законодательства о науке» (ст. 2), наличие более 15 федеральных законов (фактически более 30), затрагивающих отдельные субъекты и направления научной, научно-технической и инновационной деятельности.

В перечне 1 федеральных законов, подлежащих «признанию утративших силу», названы два закона № 127-ФЗ «О науке и научно-технической политике» 1996-го года и 70-ФЗ «О статусе наукограда» 1999 года, а «подлежащих изменению» — 59 законов. В числе законов, подлежащих изменению (от № 2.10 до № 2.57) перечислено более 30 законов, которые требуют пересмотра и оценки возможности включения в новый закон, после чего потеряют силу и вместо «каши» неполных и противоречивых законов можно получить единый «кодекс» научной и научно-технической деятельности. В числе кандидатов «на исключение» законы № 78-ФЗ «О библиотечном деле», № 123-ФЗ «О племенном животноводстве», № 209-ФЗ «Об охоте», № 125-ФЗ «Об архивном деле», № 149-ФЗ «О семеноводстве», № 184-ФЗ «О техническом регулировании», № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», № 166-ФЗ «О рыболовстве», № 116-ФЗ «Об особых экономзонах», № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий», № 211-ФЗ «"О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий», № 220-ФЗ «О НИЦ «Курчатовский институт» и другие.

​Еще более примечателен перечень № 2, в котором признаются утратившими силу Указ Президента № 939 (1993 год) «О государственных научных центрах РФ», три постановления Правительства («О деятельности государственных научных центров», «О требованиях к ЦКП 2016 г.», Положение о ВАК 2016 г., Приказ Минобрнауки № 814 (1998 г.) «О подготовке кадров».

Требуют изменения Указ Президента «О стратегии НТР» 2016 г., 21 Постановление Правительства (2013—2017 гг.) и 60 приказов Минобрнауки, Минсельхоза, ФАНО, Минприроды, Рособрнадзора и др. — всего 82 документа. Это наглядное подтверждение вала документов, созданных за пять лет, существенно не улучшивших или даже усложнивших ситуацию в научно-технической сфере.

Подзаконные акты, которые требуется принять для реализации подготовленного проекта Закона, включают 77 (?) документов, в том числе Указ Президента «Об определении приоритетов НТР РФ», два Постановления Правительства о полномочных федеральных органах власти по научно-технологическому развитию (1) и в области инновационной деятельности (!?); три Постановления Правительства о мониторинге Стратегии научно-технологического развития, мониторинге инновационной деятельности; еще 47 (!) других Постановлений Правительства, 21 приказ Минобрнауки, два приказа (?) РАН. Такое обилие подзаконных актов к 74 статьям закона (более одного акта Правительства или Минобрнауки на каждую статью) вряд ли свидетельствует о совершенстве проекта Закона.

Академик Н.Л. Добрецов

Фото Юлии Поздняковой