Яндекс.Метрика

Казалось бы, исследования этой науки очень далеки от интересов современности. Вовсе нет! - уверяет Александр Пилипенко, заведующий межинститутским сектором молекулярной палеогенетики ФИЦ ИЦиГ СО РАН​, кандидат биологических наук.

В палеогенетике, как и в любой другой науке, есть целый ряд направлений. Например, ученые исследуют человеческие останки на предмет наличия мутаций, приводящих к тому или иному заболеванию.

- Таким образом мы реконструируем, когда и как могло впервые возникнуть генетическое заболевание, было ли оно распространено в древних популяциях или появилось в современный период времени, - поясняет Александр Сергеевич.

Еще одним активно развиваемым направлением он назвал изучение ДНК болезнетворных микроорганизмов - бактерий и вирусов, найденных в останках.

- Яркий пример - исследования останков людей из массовых захоронений, возникших в периоды больших средневековых эпидемий чумы или оспы. Генетики находят ДНК возбудителей, сравнивают их с другими штаммами и реконструируют, какие именно приводили к эпидемиям. Поначалу не всегда даже понятно, чем вызвано само появление массового захоронения: последствиями эпидемии, массовых казней или голода. Генетика помогает нарисовать объективную картину этих событий, - рассказывает ученый.

Знание генетики способно помочь человеку избежать серьезных заболеваний. Например, скорректировав питание. Сегодня среди сторонников здорового образа жизни популярны различные системы питания, основанные на опыте предков: например, кетодиета или палеодиета. Как выясняется, их положительное влияние на организм человека можно объяснить с научной точки зрения.

- Многие болезни цивилизации связаны с тем, что наши предки приспосабливались к одним условиям, а сейчас эти условия резко изменились, - говорит Александр Пилипенко. - Примером может служить сахарный диабет. В Южной Америке у некоторых коренных популяций обнаружились варианты генов, которые позволяют очень эффективно усваивать углеводы из пищи. Это необходимо, когда в рационе преобладает животный белок и мало углеводов, из которых организм получает энергию.

Этот вариант гена достался южноамериканцам от неандертальцев. Но сейчас он приводит к тому, что современная, чрезвычайно богатая углеводами, пища у обладателей такого гена вызывает массовые проблемы со здоровьем, начиная от ожирения и заканчивая сахарным диабетом. 30 тысяч лет назад эти люди имели серьезное преимущество перед другими, а сейчас страдают.

Иногда организм не успевает приспособиться к резким изменениям внешних условий, иногда успевает. Когда мы перешли от собирательства, рыбалки, охоты к сельскому хозяйству и в рационе человека появилось большое количество растительной пищи, богатой углеводами, - это стало серьезным вызовом для нашего организма. Но к резкой смене типа питания мы успешно адаптировались.

Другой вызов был связан с распространением животноводства и молочных продуктов. Изначально наши предки были способны усваивать сахар из молока, лактозу, только в детском возрасте. С распространением молочного скотоводства преимущество получили те люди, которые, даже став взрослыми, могли усваивать молочные продукты полноценно. В Европе так и случилось, и стало доминировать на генетическом уровне.

Одна из работ, которую мы сейчас делаем, - пытаемся объяснить, как это происходило на территории Сибири. Потому что животноводство тоже было привнесено сюда извне - порядка пяти тысяч лет назад. Мы уже доказали, что в эпоху бронзы в Сибирь проникли носители таких генов с Запада, до них подобных генетических вариантов здесь вообще не существовало.

Полезное наследство

Многие формы генов, которые связаны с системой иммунитета и защитой организма от вирусных и бактериальных инфекций, специфичных для территории Евразии, люди получили от неандертальцев.

- Когда анатомически современные люди вышли из Африки и встретились с неандертальцами, происходила гибридизация, - рассказывает ученый. - Потомки этих гибридов получали гены, которые давали им очень сильное преимущество перед всеми остальными: они защищали своих носителей от вымирания в результате различных эпидемий. Со временем эти гены в популяциях зафиксировались.

Еще один пример - из денисовского наследия. Недавно вышла работа по изучению населения Тибета, которое имеет удивительную генетически обусловленную способность к нормальному существованию в условиях высокогорной гипоксии. Оказалось, что форма гена, определившая эту приспособленность тибетцев, денисовского происхождения.

Миру - мир

Данные палеогенетики могут быть чрезвычайно полезны для современного человека. Причем не только для его здоровья. Знание биологической истории человечества должно оградить будущие поколения от проявления расовой или межнациональной нетерпимости, уверен Александр Пилипенко.

- Когда изучаешь древние популяции, понимаешь, что периоды изоляции всегда сменялись периодами интенсивных генетических контактов, - говорит он. - У нас почему-то очень вольно трактуется история каждого народа, и есть такое общее представление, что смешение наций начало происходить только в последнее время. Все это ерунда, потому что динамика была всегда.

Конечно, генетические контакты интенсифицировались: сегодня человек может оказаться в любом месте планеты и очень быстро. Географическая изоляция стала играть меньшую роль. Но нельзя сказать, что раньше популяции жили независимо друг от друга. Это очень важный момент, особенно для таких многонациональных стран, как Россия.

Понимание того, что в глубокой истории любой популяции были самые разные генетические контакты, сыграло бы большую роль. Потому что все радикальные националистические идеологии, как правило, построены на замалчивании информации о том, что, условно говоря, все люди братья.

У нас у всех на глубине нескольких тысячелетий есть пересечения по предкам. Например, четыре тысячи лет назад вдруг с территории современного Поволжья или Приуралья приходит множество людей и начинает вклиниваться в коренное население Южной Сибири. Или когда в той же Барабе есть такое городище Чича: туда в какой-то момент массово пришло население из Средней Азии. Это был такой центр взаимодействия населения и местного, и с севера, и из Азии: абсолютно многонациональный город.

Все это произошло три тысячи лет назад на территории Новосибирской области. И история повторяется, ничего нового тут не происходит. Если все это осознавать, то из-под любой националистической идеологии очень легко выбить почву.

Словарь

Кетодиета - низкоуглеводная диета с высоким содержанием жиров и умеренным содержанием белков. Изначально применялась при лечении эпилепсии у детей. Диета улучшает инсулинорезистентность и контроль глюкозы при сахарном диабете 2-го типа. Контроль уровня глюкозы улучшается без увеличения рисков гипогликемии при сахарном диабете 1-го типа.

На сегодняшний момент данные о клинических исследованиях в этих сферах ограничены, использование кетогенной диеты помимо случаев детской и взрослой эпилепсии остается на стадии изучения.

Палеодиета - современный подход к питанию, состоящий в основном из потребления продуктов растительного и животного происхождения. Палеодиета основана на предположительном древнем питании людей во время палеолита, исторического периода продолжительностью в 2,5 миллиона лет, закончившегося 10 тысяч лет назад.

Современная палеолитическая диета состоит из еды, доступной в наши дни, и включает в себя рыбу, мясо и птицу предпочтительно травяного откорма; овощи, фрукты, корневища и орехи. При этом она исключает зерна, молочные продукты, бобовые, сахар и обработанные масла.