Яндекс.Метрика

По традиции 22 октября, в третье воскресенье месяца, в Доме ученых состоялся большой праздник - День открытых дверей. В программе были, как всегда, мастер-классы студий, интерактивные игры для детей, музыкальный вечер в Зимнем саду и еще много интересного...

Особое внимание общественности привлекла встреча с интересным человеком. В этот раз, по многочисленным заявкам жителей Академгородка, - с недавно избранным председателем СО РАН Валентином Николаевичем Пармоном, который 21 год возглавлял Институт катализа им. Г.К. Борескова. В своей речи он затронул несколько важных тем.

О ФАНО
В 2013 году произошел резкий переворот в жизни научного сообщества. Ранее Академия наук была представлена тремя независимыми ведомствами - Уральским, Сибирским и Дальневосточным отделениями. В 2013 году мы перестали быть ведомством, нам оставили в основном экспертные функции - научно-методического руководства над институтами, которые перешли в Федеральное агентство научных организаций. Сегодня мы существуем в двойственном состоянии: с одной стороны, есть академические институты, но они подчинены не Академии наук, а ФАНО. С другой, - есть Академия наук. К сожалению, ее руководство, избранное в 2013 году, эти четыре года существовало, в основном, в режиме конфронтации с ФАНО. Поэтому главное, что сейчас надо делать - это попытаться в новой системе законодательства выработать новую модель управления академической наукой, чтобы Россия могла опираться на свою собственную научную базу. "Таким образом, мы живем в эпоху перемен", - подчеркнул председатель СО РАН.

О финансовой ситуации
Финансовая ситуация тоже не очень простая: мы сейчас выходим из экономического кризиса, но даже если мы из него выйдем, увеличения бюджетного финансирования науки через привычные каналы в ближайшие годы не предвидится. Руководство страны решило, что основные деньги в науку должны приходить через конкурсы, фонды, такие, как Российский научный фонд, Российский фонд фундаментальных исследований. Для регионалов все не просто, основные деньги как были сконцентрированы в Москве, так там и остаются. По указу Президента, средняя заработная плата в институтах должна двукратно превышать з/п по соответствующему субъекту федерации. К сожалению, в Москве средняя зарплата составляет около 100 000 рублей, у нас же 27 000 и есть опасение, что более активно и продуктивно работающие регионы окажутся в проигрыше.

Об инфраструктуре
В советские годы у Академгородка был один "хозяин" - Сибирское отделение. Часть земли находится на балансе юридического лица СО РАН, мы практически единственные в России из тех, кто держит огромную инфраструктуру на своем балансе. Второй держатель - ФАНО, поскольку все научные институты и значительное количество объектов инфраструктуры перешли в его ведение, но много территорий оказались в частной собственности. Сможем ли мы, все хозяева, найти общий язык? Я всегда был оптимистом. Главное - у нынешнего руководства ФАНО, Министерства образования, регионального правительства и собственно СО РАН есть стремление найти общее решение.

О приоритетах
Уже при первой встрече с врио губернатора Новосибирской области Андреем Александровичем Травниковым мы пришли к единой точке зрения: одна из главных задач - развитие Новосибирского научного центра. Важно наладить конструктивный диалог в тех острых проблемах, которые сегодня стоят не только перед учеными, но и просто людьми.

Также Валентин Николаевич отметил, что на сегодняшний день нет специалистов СО РАН, которые находились бы в отделении международных отношений (хотя Сибирь и Дальний Восток - это наша зона), и нет специалистов, которые находились бы в отделении физиологии. Затронута была и такая тема медицинского обслуживания, как отсутствие в Академгородке онкоцентра. Раньше Центральная клиническая больница была полностью на бюджете СО РАН, сейчас же она перешла на баланс ФАНО.

Все эти проблемы решать, безусловно, надо. Как подытожил новый председатель СО РАН, необходимо выявить механизмы в законодательстве и "навести в нем порядок".

Валерия Чертенкова
Валентин Пармон: "Мы живем в эпоху перемен"
Валентин Пармон: "Мы живем в эпоху перемен"