Яндекс.Метрика

​​

15 июня в студии программы "Познер" на вопросы Владимира Владимировича ответил министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков. 

Центральные вопросы беседы - дальнейшая судьба выпускников вузов 2020 года, которые, несмотря на пандемию коронавируса, должны оставаться конкурентоспособными на рынке труда, качество университетского образования в России, имидж российских вузов в мировых рейтингах. 

"Университеты должны нести ответственность за тех, кого подготовили на рынке труда, но, учитывая сложную ситуацию этого года, я предлагаю возложить такую обязанность не только на вузы, но было бы правильно, если работодатели тоже соответствующим образом сделали бы шаг в сторону выпускников 2020 года", - подчеркнул Фальков. 


Глава ведомства отметил, что в 2020 году Минобрнауки приложит все усилия для того, чтобы безработных студентов и выпускников в этом году было меньше, чем в прошлом. 


"Мы запускаем дополнительные программы, которых раньше не было. В том числе большие программы для студентов старших курсов и выпускников для организации летнего отдыха детей в специальных подразделениях университетов", - отметил Валерий Фальков. 


По мнению министра науки и высшего образования Российской Федерации, дальнейший путь развития образования - его индивидуализация. 


По оценкам ведомства, если сравнить систему образования в XX и XXI веке, то, разумеется, она требует глобальных изменений. 


" XXI век - это время постиндустриальной экономики, в мире идет борьба за талантливых, инициативных, свободных людей. Именно они обеспечивают конкурентоспособность страны, своего региона, университета. Вузы из учреждений высшего профессионального образования должны превратиться в учреждения высшего научно-профессионального образования. Со словом "наука" в начале", - говорит глава Минобрануки. 


В рамках традиционного прустовского опросника, на который гости программы обычно отвечают в конце интервью, Познер спросил Валерия Фалькова, о чем он сейчас сожалеет. Глава Минобрнауки ответил, что иногда думает, что зря "променял научную карьеру на административную".


Видео 1 канала 


*** 

Обозреватель «КП» разбирает важные тезисы, которые в эфире программы «Познер» сформулировал министр науки и высшего образования 

Как же мне не хватает на главных телевизионных каналах вот таких умных, спокойных, рассудительных программ. Где нет воплей, где никто никого не перебивает. Где можно услышать четкую и понятную позицию говорящего – о том, где мы - страна, сейчас находимся, куда идем и, главное, зачем. Интервью Владимира Познера с Валерием Фальковым (на центральную часть страны программа выйдет в понедельник 15 июня в 12 часов ночи) оказалось таким счастливым исключением на нашей телевизионной коммунальной кухни со всеми ее первичными и вторичными признаками.

О чем главном сказал, на мой взгляд, министр науки и высшего образования?

Меняется суть подготовки в вузах

Вузы будут меняться и дальше. И скорость этих изменений будет возрастать. В какую сторону? «Ровно 90 лет, в 1930 году, вышло постановление совнаркома о реорганизации вузов, техникумов и рабфаков. Оно оказало большое влияние на систему образования, и мы до сих пор живем в логике принятого тогда решения». У нас много отраслевых вузов (нигде в мире такого нет). И институт – учреждение для подготовки кадров, но не для проведения исследований.

- Это корневая проблема системы образования, - подчеркивает министр. – Поэтому и запускаем программу стратегического академического лидерства. Один из статусов, за который будут конкурировать университеты, статус научно-исследовательского университета. Предполагается участие в таком проекте не только вузов, но и научно-исследовательских институтов. Это должно подстегнуть партнерство между научными и образовательными организациями. Важно объединить сектор науки и сектор высшего образования.

Зачем научные институты должны «подружиться» с вузами

Зачем это нужно? Жить в логике, когда наука на одной стороне речки, а обучение - на другой – уже нельзя.

- 21 век — это постиндустриальная экономика, в мире идет борьба за талантливых, инициативных, свободных людей. Именно они обеспечивают конкурентоспособность страны, своего региона, университета, - говорит Фальков. - Вузы из учреждений высшего профессионального образования должны превратиться в учреждения высшего научно-профессионального образования. Со словом «наука» в начале.

Все университеты в мире в последние несколько столетий развивались в логике исследовательских университетов (кроме наших, увы).

«90 лет назад Хосе Ортега-и-Гассет сформулировал триединую миссию университетов – передача культуры, обучение интеллектуальным профессиям и исследование, подготовка ученых. У нас в силу особенностей в 20 веке в вузах науки было мало. Наши университеты конкурировать за таланты на глобальном рынке в 21 веке не могли».

Нужно было сделать нестандартный ход, помочь вузам, где уже была наука (а это десятка полтора-два университетов) – развиваться. И поддержать другие, которые хотят идти по этому же пути.

- Нужна была такая «Олимпийская сборная России», которая в мире могла конкурировать за таланты, - находит сравнение министр, говоря о программе 5-100, которая в этом году завершается.

Итогом этой программы должно было стать вхождение наших вузов в сотню лучших университетов мира по результатам международных рейтингов. Результат программы министр оценивает «на твердую четверку». Но потом добавляет «с минусом». В первую сотню вошел только МГУ и еще три вуза находятся на местах выше 250.

Я бы не был так категоричен. Вместо минуса я бы поставил плюс. Вузы из этой программы развиваются уверенно. И стали в последние годы занимать высокие позиции в предметных рейтингах – то есть в рейтингах, где меряют уровень подготовки по определенным специальностям. И это явный прогресс.

Очное или дистанционное

Дальнейший путь развития высшего образования – его индивидуализация.

- Здесь заложено внутреннее противоречие: с одной стороны высшее образование у нас массовое, с другой - мы должны сделать его более индивидуальным, - подчеркивает министр. – Нужен тонкий поиск оптимума между онлайн и традиционной формой. Для того, чтобы в каждом развить таланты.

При этом «у нас перегружены преподаватели, у нас огромный объем часов – по 900, 800 часов нагрузки».

200 пришедших студентов – это в идеале двести индивидуальных учебных программ. Как это сочетается со снижением нагрузки вузовских преподавателей? «Часть лекционных занятий, консультации можно проводить в онлайн».

Наши вузы должны ответить на вопрос: кто в центре процесса обучения? Студент или преподаватель.

- Мы все больше переходим к тому, что в центре – студент. При сохранении фундаментальности образования, очевидно, что студент должен более ответственно относиться к своей будущей карьере и надо давать ему возможность выбирать его личный трек обучения, - подчеркивает Валерий Фальков. – При этом ценность личностного общения повысится, так много общаться с преподавателем, с профессором, как сейчас, студент уже не сможет.

Архаичная система управления

По мнению министра, она тормозит развитие высшего образования.

«Качество образования и развития зависят от ректора и управленческой команды. У нас многие управленческие команды инертны при принятии решений. Боятся делать что-то пока не согласуют с министерством. Но надо привыкать действовать в условиях неопределенности – брать риск на себя. Иначе всегда будешь опаздывать и проигрывать».

Походы тут тоже меняются. Я бы вспомнил обучение вузовских команд в рамках программы «Остров», подготовленной университетом 20.35. Молодых вузовских управленцев прокачивают сейчас очень круто. Но волна перемен дошла не до всех университетов.

Развитие науки

«Российская наука единственная в мире, где три десятка лет подряд сокращается количество исследователей» - замечает Владимир Познер.

Симбиоз НИИ и университетов должен отчасти эти проблему решить. Но именно отчасти. Почему сейчас после окончания университета ребята не охотно идут в исследователи? Фальков называет четыре причины:

- Все еще невысокая роль университетов, научных организаций в жизни страны,

- Низкий уровень социальной защиты молодых ученых,

- Отсутствие достаточного количества интересных проектов,

- Невысокий уровень зарплаты.

Кроме того, нужно перестраивать и подготовку по разным направлениям науки.

«20 век – это торжество математики и физики. А сегодня в лидерах - науки о жизни, генетическое технологии и фундаментальная математика, серьезные социально-гуманитарные знания».

Государство с каждым годом все больше средств вкладывает в науку, в том числе фундаментальную. Но, конечно, «хотелось бы, чтобы вкладывали больше».

Александр МИЛКУС
 

Гость Валерий Фальков. Познер. Выпуск от 15.06.2020
Валерий Фальков: "Идеальный" вуз 21 века: 200 студентов - 200 учебных программ"
Валерий Фальков: "Идеальный" вуз 21 века: 200 студентов - 200 учебных программ"
Вузы России смогут конкурировать с зарубежными через 15 лет - Минобрнауки
Валерий Фальков: "Идеальный" вуз 21 века: 200 студентов - 200 учебных программ"
Фальков считает, что вузы России смогут конкурировать с зарубежными в ближайшие 10-15 лет
Глава Минобрнауки: много общаться с преподавателем студент больше не сможет
Минобрнауки проанализирует влияние дистанционного обучения на успеваемость студентов
Минобрнауки проанализирует влияние дистанционного обучения на успеваемость студентов
Минобрнауки проанализирует влияние дистанционного обучения на успеваемость студентов
Минобрнауки проанализирует влияние дистанционного обучения на успеваемость студентов
Валерий Фальков. Познер 15.06.2020
Валерий Фальков стал гостем программы "Познер" на Первом канале
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков стал гостем программы "Познер" на "Первом канале"
"Познер": Валерий Фальков сожалеет, что отказался от научной карьеры