Вопреки расхожему мнению, что россиянам не нужны деньги, а только - скрепы или свобода, исследования доказывают обратное.
Среди
26 исследованных стран Европы Россия стала первой в рейтинге, граждане
которой выбирают работу по принципу "главное - деньги" (31% против 1-6% в
развитых странах) Также россиянам не нужен консерватизм (его выбирают
5-12% в зависимости от возраста и религиозности), а нужны - права
человека (66-81%). На первом месте среди всех категорий россиян - Родина
(71-89%).
О настоящих (а не мнимых, из пропагандистских телешоу)
ценностях россиян говорят два исследования. Первое называется
"Заработная плата и эффективность труда". Оно проведено социологом
Галиной Леонидовой и опубликовано в 2015 году (Институт
социально-экономического развития территорий РАН). Это исследование
показывает место материальных потребностей в трудовой мотивации россиян.
"По
данными Европейского социального исследования, при выборе места работы
подавляющее большинство россиян обращало внимание на размер заработной
платы (5 место в рейтинге 26 стран-участниц исследования). Вместе с тем в
таких развитых странах, как Дания, Швеция, Финляндия, Голландия и
Швейцария оплата труда являлась наименее значимым фактором при
трудоустройстве: удельный вес респондентов, указавших важность данного
условия, варьируется от 52 до 69% (в России 93%). Для населения России
стремление найти надежную работу без угрозы увольнения было отмечено у
89% опрошенных.
Размер заработка или продвижение по службе, судя
по ответам населения стран, принявших участие в опросе, являлся основным
побудителем к эффективному труду у россиян. По данному показателю
Россия имеет 1 место в рейтинге (31%). Это является самым высоким
результатом среди рассматриваемых стран. Подобного рода ситуация, когда
материальные притязания населения доминируют над нематериальными, кроме
России, наблюдалась лишь в Эстонии. В развитых европейских странах
популярность данного варианта ответа не превышала 6% (от 1% в Дании до
6% в Великобритании)".
Следующее исследование - из сборника
Института социологии РАН "Россия реформирующаяся. Ежегодник. №15". В нем
показано отношение россиян к тем или иным ценностям, исследуемые были
разделены на четыре группы: молодые и возрастные атеисты и православные:
"Мнения
молодых православных и атеистов разошлись по вопросу о том, нужны ли
стране перемены. Православная молодежь скорее за стабильность, тогда как
атеистическая - скорее за реформы в экономической и политической жизни
страны.
Когда речь заходит об идеологической самоидентификации,
то выясняется, что свыше половины молодых православных и атеистов и
почти половина двух старших групп не имеют постоянных политических
убеждений (молодежь, как правило, меньше интересуется политикой). Среди
молодых православных примерно поровну тех, кто отнес себя к либералам и
социал-демократам, социалистам; среди молодых атеистов сторонников
либералов несколько больше, чем социал-демократов. И в обеих группах по
5-6% идентифицировали себя как националисты, консерваторы или
коммунисты, и по 1-2% как центристы и анархисты. В двух старших группах
наиболее распространенная самоидентификация - с коммунистами.
Между
молодыми православными и атеистами раскола по политическим мотивам не
наблюдается, а основное сходство заключается в аполитичности большей
части обеих групп. Более ярко расхождения, как, впрочем, и сходство,
между двумя молодежными группами проявляются, когда речь идет о
политических идеях, лозунгах. Два лозунга можно назвать консенсусными
для обеих молодежных групп, как и обеих старших. Это - "социальная
справедливость" и "сильная держава" (последний в группе молодых
православных более популярен, чем в группе молодых атеистов).
Хотя
по предыдущим вопросам получалось, что к равенству, справедливости,
коллективизму больше тяготеет группа православной молодежи, по сравнению
с атеистической, однако, рейтинги слов-символов эту тенденцию не
подтверждают, поскольку данные термины занимают примерно одинаковые
места в обоих рейтингах. Так, "справедливость" на 2-м месте,
"равенство", соответственно, на 13-м и 12-м местах, "коллективизм" на
25-м. Восприятие понятия "Запад" и отношение к европейскому образу жизни
таковы, что атеистическая молодежь настроена несколько более
"проевропейски", чем православная.
Такое эмоциональное отношение
вполне согласуется с тем, что атеистическая молодежь больше православной
склоняется к идее о необходимости провести реформы в стране.
Направления политической реформы, с точки зрения этой группы, очевидны:
независимость суда, свобода слова, наличие политической оппозиции.
Однако атеистическая молодежь в меньшинстве (3-4%), по сравнению с
православной (14-15%), что может актуализировать вопрос о выборе в
ближайшие годы курса на стабильность в ущерб реформированию (что может
представлять угрозу самому существованию российской цивилизации)".
Россиянам не нужен консерватизмlivejournal.com, 3.12.2017
Россиянам не нужен консерватизм, а нужны деньги, патриотизм и права человекаМировой кризис (worldcrisis.ru), 3.12.2017
Социологи: больше всего в России уважают деньги и патриотизмНовые Известия (newizv.ru), 2.12.2017