Яндекс.Метрика

Исследование океанских глубин и арктических льдов, создание новой авиационной и аэрокосмической техники, строительство нефтяных причалов и подводных лодок - все это станет возможным благодаря новым исследовательским установкам. Какие приборы появятся в институтах, и что можно будет делать с их помощью - узнали "Новосибирские новости".

Установка в Институте гидродинамики выстреливает языки пламени. Вместо пороха - газовый взрыв, а вместо пуль - частицы особых порошков. Такие вещества создают разные покрытия - молниезащитные, упрочняющие, электроизоляционные. Срок службы материала увеличивается в десятки раз. Самолет с подобным покрытием сможет летать в 40 раз дольше. Новые возможности для ученых открывает проект "Академгородка 2.0".

"Создание новых научных корпусов с новой инфраструктурой, с новым оборудованием, безусловно, позволит усилить исследовательский процесс и повысить эффективность", - сообщает главный научный сотрудник Института гидродинамики СО РАН Владимир Ульняцкий.

Как сделать самолеты качественнее, безопаснее и удобнее - думают и ученые Института теоретической и прикладной механики. Здесь есть несколько аэроклиматических труб. С их помощью тестируют на прочность и морозоустойчивость самолеты и даже космические аппараты. Сейчас ученые мечтают о новых установках. Они позволят проводить тесты на еще более высоком уровне.

"Это повышение скорости, сверхзвук, гиперзвук и удешевление коммерческих авиационных пассажирских перевозок. То есть это трансзвуковые скорости, а также всепогодность. И именно на эти цели и направлены наши установки", - поясняет заместитель директора по научной работе Института теоретической и прикладной механики Андрей Сидоренко.

Сибирские ученые помогают покорять не только небо и космос, но и морские глубины. Новая экспериментальная установка появится в Институте гидродинамики. Прибор и здание с особо прочным фундаментом обойдется почти в 250 млн рублей. Новая установка будет исследовать разные по плотности морские слои. Это поможет не только определить места для нефтяных причалов, но и строить современные подлодки.

"Эта установка нужна для развития такой науки, как океанология. Это в большей степени привилегия богатых стран, имеющих развитый военно-морской флот, в том числе подводный. Поскольку для подводных лодок крайне важно знать все параметры той среды, в которой они эксплуатируются", - заключает заместитель директора по научной работе Института гидродинамики СО РАН Евгений Ерманюк.

Вкладывать деньги в науку необходимо, считают ученые. Ведь средства окупаются не только новыми знаниями о мире, но и современными технологиями.


Анна Братушкина

«Академгородок 2.0»: как изменится СО РАН после «перезагрузки» - видео (2:33) / Новосибирские Новости

 

***

Сотни новых рабочих мест будут созданы с реализацией нового научного проекта «Академгородок 2.0». На его строительство планируют потратить миллиарды рублей из федерального бюджета. Ученые объяснили журналистам, почему это стоит так дорого.

Это Европейский центр ядерных исследований в Швейцарии. Насколько велик вклад в науку, видно непосвященному – достаточно взглянуть на оборудование. А это – один из институтов Академгородка.

Татьяна Чуй, корреспондент: «Вот эта лаборатория – это, по сути, первое помещение СО РАН. Посмотрите, в каких условиях сегодня создается большая наука – именно здесь, в этой лаборатории, была разработана, можно сказать, уникальная технология».

Чтобы самолеты летали дальше, а нефтяники бурили больше, нужно специальное защитное покрытие против износа деталей. И оно есть: авторы отечественной разработки – Владимир Ульяницкий с командой исследователей. Заведующий лабораторией уверен: потенциал родного института огромен.

Владимир Ульяницкий, завлабораторией Института гидродинамики имени И. М. Лаврентьева: «Всё, что мы пока что делаем, ограничено теми возможностями, которые были заложены 50 лет назад».

Андрей Онищук, директор Института химической кинетики и горения СО РАН: «Задачи по освоению Арктики, водного пространства, задачи агропромышленного комплекса – это ряд задач, которые раньше не стояли. Эти задачи невозможно решать в рамках простых лабораторий, нужно строить большие научные центры с большими площадями (некоторые даже с 12-метровыми потолками) – только там можно решать эти задачи».

Нужно и новое оборудование. В Институте механики собрали гиперзвуковую и сверхзвуковую аэродинамические трубы, но для того, чтобы досконально изучить, к примеру, процесс обледенения корпуса самолета на большой высоте, этого мало – нужна аэроклиматическая установка. Сегодня ученым ее обещают, источник синхротронного излучения для изучения строения атомов – тоже. Ничего подобного в России нет, за рубежом – единицы. А в новом новосибирском центре «Академгородок 2.0» будут. Проект – один из ключевых в Программе развития нашего региона, заявленной губернатором Андреем Травниковым, его строительство начнется в следующем году. Стоимость – миллиарды рублей. Взамен от ученых ждут новых лекарств, безопасных полетов, уникальных технологий.

Ученые рассказали про проект «Академгородок 2.0» в Новосибирске - видео (2:13) / ГТРК Новосибирск