Глубокая модификация Ан-2, целиком
исполненная из углеродного материала, будет впервые показана на
международном авиасалоне "МАКС-2017" 18 - 23 июля. На очереди -
превращение советского Як-40 в полностью композитный аппарат.
Как
рассказал научный руководитель Сибирского НИИ авиации им. С.А.
Чаплыгина доктор технических наук Алексей Николаевич Серьезнов, работы
над Ан-2 велись в три этапа. Сначала на биплан был установлен новый
турбовинтовой двигатель американской компании Honeywell (по лицензии,
предусматривающей поэтапную локализацию его выпуска в России). Затем был
создан самолет ТВС-2ДТ "Легенда" с крыльями из углеродного композита.
Со слов конструкторов, это дало большой выигрыш: машина стала поднимать
около 2 тонн полезной нагрузки, а дальность полета увеличилась до 1 500
километров.
В нынешнем году в СибНИИА был построен и испытан
третий "супер Ан-2" (не имеющий пока официального названия), полностью
выполненный из композитных материалов. "В России производство композитов
запущено в Татарстане, - рассказал А.Н. Серьезнов, - но для обычного
строительства. Чистота углеродной нити недостаточна, и нам приходится
пока покупать первооснову в Италии. Правда, все приемы обработки
композита созданы в нашем институте". Алексей Серьезнов отметил, что
работы над неметаллическими самолетами идут в тесном сотрудничестве с Институтом теоретической и прикладной механики
им. С.А. Христиановича СО РАН: "До сих пор композиты применялись для
изготовления отдельных управляемых частей летательного аппарата -
закрылков, элеронов и так далее. Создание полностью неметаллических
машин стало принципиально новым этапом. Без опыта и знаний, которые
накоплены в ИТПМ,
невозможно обойтись. С главным научным сотрудником лаборатории № 4
доктором физико-математических наук Юрием Владимировичем Немировским и
его коллегами создана программа совместных исследований, которая успешно
реализуется".
Как рассказал А. Серьезнов, при разработке
цельнокомпозитного биплана ученым и конструкторам удалось решить ряд
вставших проблем - например, защиты от молний. Предполагается, что
новейший "супер Ан-2" прилетит в Москву на "МАКС-2017" без посадки,
преодолев свыше 3 300 километров. По словам научного руководителя
СибНИИА, "Машина имеет уверенные экспортные перспективы. К ней уже
проявляют интерес наши соседи - Казахстан, Монголия и Китай". Алексей
Серьезнов также рассказал, что институт приступил и к поэтапной
модернизации советского среднемагистрального самолета Як-40. Уже испытан
в воздухе образец с двумя американскими турбореактивными двигателями
компании Honeywell (вместо трех), видоизмененным крылом и хвостовым
оперением, зализ (переход от фюзеляжа к килю) которого изготовлен из
композита. Предполагается, что модернизация Як-40 также будет
трехэтапной. "Сегодня есть желание и настроение организовать
производство цельнокомпозитных самолетов здесь, в Новосибирске", -
поделился А.Н. Серьезнов.
Сибирские ученые участвуют в разработке цельнокомпозитных самолетовНаука в Сибири (sbras.info), 7.07.2017
Новосибирцы представят цельнокомпозитный самолет на международном авиасалонеJjew.ru, 7.07.2017
Новосибирцы представят цельнокомпозитный самолет на международном авиасалоне .Новости регионов России (newsregions.ru), 8.07.2017
Глубокая модификацияАкадемгородок (academcity.org), 10.07.2017
На авиасалоне "МАКС-2017" покажут "супер Ан-2"НИА Новосибирск (54rus.org), 10.07.2017
Новый АН-2 имеет уверенные экспортные перспективы - к нему проявляют интерес Казахстан, Монголия и КитайАвиаторы и их друзья (aviator.guru), 29.07.2017