Яндекс.Метрика

Глубокая модификация Ан-2, целиком исполненная из углеродного материала, будет впервые показана на международном авиасалоне "МАКС-2017" 18 - 23 июля. На очереди - превращение советского Як-40 в полностью композитный аппарат.

Как рассказал научный руководитель Сибирского НИИ авиации им. С.А. Чаплыгина доктор технических наук Алексей Николаевич Серьезнов, работы над Ан-2 велись в три этапа. Сначала на биплан был установлен новый турбовинтовой двигатель американской компании Honeywell (по лицензии, предусматривающей поэтапную локализацию его выпуска в России). Затем был создан самолет ТВС-2ДТ "Легенда" с крыльями из углеродного композита. Со слов конструкторов, это дало большой выигрыш: машина стала поднимать около 2 тонн полезной нагрузки, а дальность полета увеличилась до 1 500 километров.

В нынешнем году в СибНИИА был построен и испытан третий "супер Ан-2" (не имеющий пока официального названия), полностью выполненный из композитных материалов. "В России производство композитов запущено в Татарстане, - рассказал А.Н. Серьезнов, - но для обычного строительства. Чистота углеродной нити недостаточна, и нам приходится пока покупать первооснову в Италии. Правда, все приемы обработки композита созданы в нашем институте". Алексей Серьезнов отметил, что работы над неметаллическими самолетами идут в тесном сотрудничестве с Институтом теоретической и прикладной механики им. С.А. Христиановича СО РАН: "До сих пор композиты применялись для изготовления отдельных управляемых частей летательного аппарата - закрылков, элеронов и так далее. Создание полностью неметаллических машин стало принципиально новым этапом. Без опыта и знаний, которые накоплены в ИТПМ, невозможно обойтись. С главным научным сотрудником лаборатории № 4 доктором физико-математических наук Юрием Владимировичем Немировским и его коллегами создана программа совместных исследований, которая успешно реализуется".

Как рассказал А. Серьезнов, при разработке цельнокомпозитного биплана ученым и конструкторам удалось решить ряд вставших проблем - например, защиты от молний. Предполагается, что новейший "супер Ан-2" прилетит в Москву на "МАКС-2017" без посадки, преодолев свыше 3 300 километров. По словам научного руководителя СибНИИА, "Машина имеет уверенные экспортные перспективы. К ней уже проявляют интерес наши соседи - Казахстан, Монголия и Китай". Алексей Серьезнов также рассказал, что институт приступил и к поэтапной модернизации советского среднемагистрального самолета Як-40. Уже испытан в воздухе образец с двумя американскими турбореактивными двигателями компании Honeywell (вместо трех), видоизмененным крылом и хвостовым оперением, зализ (переход от фюзеляжа к килю) которого изготовлен из композита. Предполагается, что модернизация Як-40 также будет трехэтапной. "Сегодня есть желание и настроение организовать производство цельнокомпозитных самолетов здесь, в Новосибирске", - поделился А.Н. Серьезнов.