Яндекс.Метрика

В Сибирском научно-аналитическом центре (г. Тюмень) отметили сразу две большие даты. Поздравления с 75-летним юбилеем принимал бессменный руководитель организации, геолог с мировым именем Анатолий Брехунцов. А второй дате — 50-летию со дня открытия Уренгойского месторождения — была посвящена научно-практическая конференция.


Алексей Конторович, академик РАН. Фото пресс-службы СибНАЦ.

Крупнейшее в мире Уренгойское газовое месторождение открыла 6 июня 1966 года Нарыкарская нефте­разведочная экспедиция. Поисково-разведочные работы велись в тяжелейших природно-климатических условиях. Размеры открытых запасов оказались столь велики, что потребовался более масштабный подход к их освоению — строитель­ст­во вблизи месторождения будущего города газодобытчиков и строителей — Нового Уренгоя.

В юбилейном мероприятии принял участие первооткрыватель Уренгойского месторождения — начальник Нарыкарской экспедиции Иван Гиря. В приветственном слове он напомнил: в нашей стране всегда большое внимание уделялось геологии. Известны факты, когда специалистов отрасли отзывали с фронта в годы Великой Отечественной вой­ны.

Депутат Фуат Сайфитдинов, представляющий Ямал в областном парламенте, рассказал о недавней поездке в Новый Уренгой.

— Жители газовой столицы хорошо понимают, какое значение имеет место­рождение для развития города и страны. В Уренгое даже есть памятник этой скважине и традиция: гости города и молодожены обязательно подъезжают к тому месту, чтобы вспомнить труд геологов, которые прошли по этой земле пятьдесят лет назад, — сообщил он.

Перед работниками отрасли с докладами выступили видные ученые: академик РАН Алексей Конторович, доктор геолого-минералогических наук Анатолий Брехунцов, член-корреспондент РАН Иван Нестеров и другие.

Центральными темами выступлений стали геология и ресурсный потенциал Западно-Сибирской низменности, освоение ресурсного потенциала Центральной Арктики, современное положение тюменской научной геологической школы и другие.

— Мы находимся перед началом целого ряда судьбоносных для российской геологии нефти и газа событий, — отметил академик Алексей Конторович.

По его словам, 2016 год ознаменован для российской науки несколькими юбилейными датами. 9 сентября исполняется 145 лет со дня рождения академика Ивана Губкина — основателя нефтяной науки в нашей стране. 6 марта отмечалось 105-летие со дня рождения государственного деятеля Николая Байбакова, а 16 августа исполнится 105 лет со дня рождения академика Андрея Трофимука. В январе будущего года грядет 85-летний юбилей выдающегося ученого-геолога Ивана Нестерова. Это люди, исключительно много сделавшие для превращения СССР в великую нефтегазовую державу.

Благодаря их вкладу в геологическую науку на территории страны было открыто около трех тысяч месторождений. Из них более полутора тысяч — в Волго-Уральской нефтегазоносной провинции, 765 — в Западной Сибири. А еще есть Северный Кавказ и Восточная Сибирь. С большим отрывом от остальных провинций добычу углеводородов ведет Западная Сибирь. И состояние запасов показывает, что этот регион останется главной нефтяной базой России на многие десятилетия. Согласно официальным данным, западносибирские залежи выработаны на 37%. Поэтому сырьевая база требует постоянного внимания, серьезных инвестиций и бережного отношения.

Академик обратил внимание аудитории на то, что необходимо навести порядок в учете запасов. Число недостоверных данных о качестве месторождений и видах работ слишком велико. Политику многих добывающих компаний академик назвал близорукой, а государственный контроль в этой сфере — недостаточным.

По мнению Алексея Конторовича, закон о недрах нуждается в доработке. В советское время в Западной Сибири и по стране в целом разведочные скважины составляли 70% от объема поисково-разведочного бурения. В настоящее время этот вид работ ведется весьма пассивно.

Академик напомнил, что первоначальная парадигма Губкина-Байбакова-Трофимука была нацелена на последовательное освоение нефтегазоносных провинций с запада на восток. Геологи и нефтяники переходили с Северного Кавказа и Азербайджана в Волго-Уральскую и Западно-Сибирскую нефтегазоносные провинции. Следующий шаг — Восточная Сибирь и шельф Сахалина. В 1980-е годы был осуществлен выход в Баренцево, Печорское и Карское моря.

Все эти работы были ориентированы на гигантские и крупные месторождения. Это позволило развить добычу нефти в стране. Однако ситуация изменилась.

— Мы открываем мелкие месторождения. Это другая парадигма, и дальше ориентироваться на открытие гигантов мы не сможем, — пояснил спикер. — На востоке преобладает открытие мелких и мельчайших месторождений — до трех миллионов тонн. Поэтому необходима новая концепция развития сырьевой базы и добычи нефти в России.

Кстати, примерно такая же ситуация в 70-х годах прошлого века сложилась в США, когда они вышли на пик добычи и та стала лавинообразно падать. Падение продолжалось примерно сорок лет, пока не был найден новый резерв в виде сланцевой нефти. Увы, ее добыча требует огромных затрат.

В XXI веке главными объектами разведки и разработки станут российский шельф Северного Ледовитого океана, слабоизученные районы Лено-Тунгусской нефтегазоносной провинции, уникальные ресурсы нефти нетрадиционных источников, в первую очередь Баженовской свиты. Ученые продолжат изучение нетрадиционных возможностей получения синтетической нефти из различных видов сырья.

По мнению А. Конторовича, всем последующим поколениям геологов и нефтяников предстоит работа по аккуратному использованию остаточных запасов, разведке и разработке мелких и мельчайших месторождений, а также обновлению фундаментальной теоретической базы поисков, разведки и разработки трудноизвлекаемых запасов и месторождений на шельфе Арктики и в Баженовской свите.

Нефтяные технологии XXI века должны обеспечить резкий рост производительности труда и снижение себестоимости оборудования и всех видов работ. В последние 25 лет себестоимость геологоразведки, в особенности глубокого бурения, непрерывно росла и достигла небывалых высот. То же самое происходит в эксплуатационном бурении. Новые технологии должны обеспечить компьютеризацию и автоматизацию производственных процессов путем создания умных скважин и систем транспорта.

— Нам нужны серьезные отечественные практические и теоретические разработки. Технологии, которые работают в Америке, в Западной Сибири работать не будут, — считает академик.

Спикер также выразил озабоченность процессами приватизации и акционирования:

— Мы возвращаемся в 1945 год. В России останется два нефтяных института, которые будут обеспечивать в геологической части науку на всей территории страны. Ликвидируются последние геофизические организации, устоявшие в 1990-х годах на территории Западной и Восточной Сибири.

По мнению Алексея Конторовича, вместо импортозамещения нам придется закупать за границей все, включая технологии глубокого бурения. Академик считает, что Правительству РФ и нефтегазодобывающим компаниям нужно проявить волю в решении данной проблематики и понимание законов рынка.

Вячеслав Девятков 

Смена парадигмы