Яндекс.Метрика

С 19 по 22 апреля в  ИНГГ СО РАН прошла Международная научная конференция «Недропользование. Горное дело. Направления и технологии поиска, разведки и разработки месторождений полезных ископаемых. Экономика. Геоэкология». Форум прошел в рамках XII Международного научного конгресса и выставки «ИНТЕРЭКСПО ГЕО-Сибирь - 2016», организаторами выступили ИНГГ СО РАН совместно с Сибирским государственным университетом геосистем и технологий, АО «Сибирский научно-исследовательский институт геологии, геофизики и минерального сырья» и Институтом горного дела им. Н.А. Чинакала СО РАН. В нем приняли участие более 150 человек, специалисты, представляющие ведущие академические и проектные институты, университеты, производственные и сервисные компании России из Кемерово, Мирного, Москвы, Новосибирска, Надыма, Санкт-Петербурга, Томска, Тюмени, Якутска, а также представители Казахстана и США.

Первые два дня форума были посвящены пленарным заседаниям. Далее - работа конференции продолжилась в трех секциях. Всего было заслушано более 140 докладов.

Конференция проходит в двенадцатый раз, но у нынешней версии геологической секции есть акцент – она полностью настроена на проблемы нефтегазового комплекса России, и в первую очередь, Сибири. Кроме того, появилось еще одно новшество – экономическая конференция.

По словам специалистов, нефтегазовая отрасль переживает сегодня не лучшие времена, в этих условиях нужен диалог, общение, а в Сибири не так много конференций, которые бы позволили специалистам из разных городов и разных отраслей собираться и обсуждать эти вопросы.

По мнению директора ИНГГ СО РАН академика РАН М.И. Эпова, конференция находится в стадии активного развития. «Вы знаете, что в ИНГГ СО РАН находится только одна из площадок, есть еще площадки форума «ИНТЕРЭКСПО-ГЕО-Сибирь» в Новосибирске, и я думаю, что наша конференция будет способствовать тому, что Новосибирск, несмотря на отсутствие значимых нефтегазовых ресурсов, постепенно станет одним из крупнейших центров развития науки, изучающей углеводороды и другие полезные ископаемые», - рассказал Михаил Иванович.

Также он отметил, что в работе форума и его подготовке участвуют молодые ученые, и поблагодарил членов Совета научной молодежи за их вклад в общее дело. Такие конференции, по словам директора ИНГГ СО РАН, являются площадками для завязывания полезных контактов, обмена мнениями, и особенно они ценны для молодых исследователей.

По словам сопредседателя Конференции И. Н. Ельцова, в науке как в спорте – знают только тех, кто находится на вершине пьедестала, а иногда даже озвучивается мнение, что незачем вкладывать деньги в развитие науки, ее огромную инфраструктуру, нужно сразу выращивать чемпионов. По мнению Игоря Николаевича, это абсурдно, ведь для того, чтобы на вершине пирамиды держались лидеры, вся эта пирамида должна быть на разных уровнях заполнена.

«Нам нужны студенты, аспиранты, младший научный персонал и т.д. Наука сегодня стоит перед серьезным вызовом  ̶  ее реформируют, чтобы наши результаты были высоко оценены мировым научным сообществом. И в этом смысле наш институт – безусловный лидер. По крайней мере среди других организаций в сфере Наук о Земле. Мы уже в 12 раз проводим Всероссийскую конференцию с сильным сибирским акцентом, в соответствии с современными мировыми тенденциями. Все труды конференции высочайшего уровня, они будут изданы отдельным сборником, цитируемом в РИНЦ»,  ̶ отметил он.

В.А.Каширцев, чл.-корр., сопредседатель конференции также подчеркнул роль молодых ученых в организации Форума, но отметил, что, к сожалению, присутствовало маловато студентов. «Думаю, на будущее мы это учтем и сделаем все возможное, чтобы такие конференции стали определенной площадкой не только для ученых, но для студенческой общественности НГУ», ̶  сказал он.

В течение работы конференции мы побеседовали с учеными и производственниками, которые рассказали о своей работе, иногда с историческим уклоном:

Академик А.Э.Конторович:

- Если говорить о вкладе Новосибирска в историю нефтяной и газовой промышленности России, я считаю, что она началась в 1932 году, когда в нашем городе проходила большая Урало-Сибирская сессия Академии наук СССР. Беседуя тогда с журналистами, лидер нефтяников Советского Союза академик И.М.Губкин впервые сформулировал идею поиска нефти в Западной Сибири. В то время мы не знали, что представляет из себя в геологическом плане Западная Сибирь, это был удивительный прогноз. Но, что самое интересное, он сделал еще одно предсказание: когда его спросили, много ли нефти там залегает, Губкин ответил, что эта нефть сможет обеспечить потребности всего СССР. Мы знаем, что так оно и случилось и более того, этой нефти хватает в большой степени даже на потребности всей Европы. Именно тогда началось «новосибирское пришествие» в нефтяной комплекс.

Затем в 1943 году был создан Западно-Сибирский филиал АН СССР и символично, что первое свое Общее собрание ученые Западно-Сибирского филиала проводили здесь, в Новосибирске, 10 мая 1945 года, в первый день после окончания ВОВ. И первым докладом на этом Общем собрании стал доклад профессора Михаила Калинковича Коровина о возобновлении геолого-разведочных работ на нефть и газ в Западной Сибири. 31 декабря того же года тогдашний нарком нефтяной промышленности Н.К.Байбаков подписал приказ о возобновлении этих работ.

Таким образом, начиная с 30-х годов прошлого века, Новосибирск стал одним из самых мощных центров Советского Союза, а потом России в области научного обеспечения и сопровождения поисков нефти и газа в Сибири. Когда это начиналось, в Сибири не было открыто ни одного месторождения, поэтому в каждой капле нефти и в каждом миллилитре газа, который поступает на отечественные мировые рынки из Сибири, есть вклад ученых Новосибирска.

С.Ю.Малышков, к.т.н., Институт мониторинга климатических и экологических систем СО РАН, г.Томск:

- Мы занимаемся изучением импульсных электромагнитных полей. Что это такое? Приведу пример. Если я начну давить на стул с большой силой, рано или поздно он затрещит. Звук, который мы слышим ухом, это акустическая эмиссия. Но гораздо раньше он начнет излучать волны в электромагнитном диапазоне, это называется электромагнитная эмиссия. Мы ее измеряем и определяем электромагнитные свойства изучаемых объектов. Возможностей метода много ̶ это прогноз землетрясений, горных лавин, проверка устойчивости стенок карьера.

Это могут быть строительные объекты, например, мосты. Одна из возможностей применения – космические корабли. Известно, что сейчас американцы запретили полеты своих многоразовых кораблей в космос по причине того, что у них отваливалась теплозащитная оболочка, корабль прогорал и гибли люди. У нас же в Союзе качество многоразового корабля «Буран» проверялось этим же самым методом. Его возможности почти безграничны. Мы не только занимаемся изучением этих процессов, но и выпускаем необходимое для этого оборудование.

И.И.Нестеров, НАО «Сибирского научно-аналитического центра», г.Тюмень рассказал об основных стратегических месторождениях в Арктике и каковы перспективы их разработки в связи с нашей нынешней экономической ситуацией:

- Что касается Центрально-арктического региона, здесь выделяется несколько стратегических зон, на суше и в шельфовой части. Наиболее изученная часть ̶ это Ямальский полуостров, на котором находится Бованенковская группа месторождений, она в освоении с 2012 года, но пока только одно месторождение находится в разработке. В перспективе (на два десятка лет вперед) будут введены в эксплуатацию Хоросовейское и Крузенштерновское месторождение. Газ из этих месторождений с 2012 года транспортируется по газопроводной системе Бованенко-Ухта. Проектируется шесть ниток через Байдарацкую губу, каждая – производительностью 60 миллиардов кубических метров в год. Если запустить на полную мощность, производительность вырастет до 360 миллиардов кубических метров в год.

Следующий проект также находится на полуострове Ямал, это строительство завода по сжижению природного газа на базе Южно-Тамбейского месторождения. Основной оператор «НОВАТЭК», планируется 16,5 миллионов тонн сжиженного газа в год. Для этих целей там построен вахтовый поселок, строится порт, принят в эксплуатацию аэропорт, имеющий международный статус. Сжиженный природный газ планируется перевозить танкерами. Основные затраты связаны, безусловно, с инфраструктурой. На юге Ямальского полуострова есть Новопортовское месторождение, одно из самых раннеоткрытых, еще в 50-е годы прошлого века.

В принципе, все месторождения открыты еще в дореформенный период. Они были на какое-то время заморожены и вот, лет семь назад начались какие-то подвижки к их освоению. В частности, занялись Новопортовским месторождением, сделали нефтепровод до мыса Каменного, далее, в прошлом году сделали выносное причальное устройство для нефтеналива в 2,5 метрах от берега. Была построена железная дорога от Лабытнанги до Бованенкова.

Основные трудности работы в Арктике, кроме климатических, разноплановые, в том числе, как сейчас говорят, существуют высокие экологические риски. Природа Севера очень ранимая и любое техногенное нарушение приводит к серьезным последствиям на многие годы. Кроме того, там обитают коренные малочисленные народы, уклад которых связан с оленеводством, охотой. Их интересы тоже нужно учитывать.  

Н.В.Сенников, д.г.-м.н., заместитель директора ИНГГ СО РАН  поведал о своих исследованиях, в частности, Алтайской горной системы с точки зрения палеонтологии:

- Алтай – это складчатая система, в структурах которой есть отложения разного возраста, начиная от докембрия и палеозоя, есть немного мезозоя, но в основном он континентальный, и кайнозой, тоже континентальный. А верхняя часть докембрия и нижний и средний палеозой – это морские образования. Они достаточно сложно построены, слагаются отложениями шельфового генезиса окраин Сибирского континента – шельфовыми морями. Такие шельфовые моря характеризовались накоплением карбонатов, так как находились в широтах, близких к экваториальным, и вместе с карбонатами в большей близости к берегу откладывался терригенный материал. Иногда на отдельных этапах геологической истории происходили активизации тектонической деятельности и, соответственно, накапливались вулканогенные осадки.

Специальность, которой я занимаюсь, называется палеонтология и стратиграфия, мы используем палеобиологический метод определения возраста вмещающих отложений по органическим остаткам, которые мы собираем в разрезах. На Алтае, о котором мы сейчас говорим, многими специалистами на протяжении пятидесяти лет изучались и продолжают изучаться осадочные образования, в которых собираются самые разнообразные органические остатки морских палеобассейнов. Сегодня я делал сообщение по кембрию, где известны такие группы как археоциаты, брахиоподы, трилобиты, радиолярии, водоросли, мелкораковинная фауна. А на более высоких уровнях (таких как ордовик, силур, девон) есть еще и группы фауны с карбонатным скелетом, которые создавали рифоподобные сооружения. Так как эти области находились в приэкваториальных палеоширотах, в теплых морях могли создаваться крупные рифовые системы, они могут быть сравнимы с большим барьерным рифом, который существует сейчас в Австралии, протяженностью до 1000 км. Мы знаем такие же ордовикские палеоэкосистемы на Алтае протяженностью до сотен километров.

Интерес это представляет, как с точки зрения палеогеографических карт так и, прежде всего, для определения возраста.

Осадочные бассейны, изучаемые с разных позиций: литологии, региональной геологии, требуют датировки возраста осадочных образований с точностью до нескольких миллионов лет. Такую точную датировку, кроме метода абсолютной геохронологии, о котором надо говорить отдельно, дает палеонтологический метод. С его помощью мы воссоздаем последовательность отдельных эпизодов формирования седиментационных бассейнов. Об одном из таких эпизодов формирования кембрийского бассейна я сегодня и рассказывал. Над этим работают специалисты нашего отделения стратиграфии и седиментологии в ИНГГ СО РАН. Это сейчас самое крупное из научных подразделений в России по численности, такие подразделения есть в Геологическом институте, но оно меньше, в Палеонтологическом институте в Москве, но он принадлежит Отделению биологических наук, а не Наук о Земле и там занимаются больше изучением самих организмов, чем стратиграфией их распространения по геологической летописи.

Это структурное подразделение у нас организовал академик Борис Сергеевич Соколов, недавно мы праздновали столетие со дня его рождения. Наши специалисты решают задачи как для фундаментальных исследований, так и для практических, в том числе для определения возраста и корреляции отложений нефтепроизводящих толщ на территории Восточной Сибири, Западной Сибири и т.д. Поэтому тут есть как фундаментальная, так и практическая составляющая, или прикладная для соседствующих дисциплин.

Как с помощью этих самых органических остатков находят нефть, вопрос, конечно, интересный. Это определение возраста и корреляция, можно провести аналогию: находясь, например, в знакомом помещении, знаешь, что и где искать, потому что у вас есть стопроцентная связь одного объекта с другим. Точно также нам нужно знать возраст и фациальные особенности отложений, которые в каком-либо месте содержат нефть, а в другом, малоизвестном, мы можем только знать, в каких условиях и какого возраста отложения. И тогда, если эти условия совпадут, будут близки друг другу, мы сможем их скоррелировать, и ставить поисковые работы, в том числе на исследования наличия нефти.

В каких слоях чаще всего залегает нефть, зависит от региона, от территории. В Западной Сибири это чаще всего юрские и меловые отложения, причем юрские больше тяготеют к нефтяным залежам, а в меловых чаще находятся залежи природного газа. Для древних платформ, таких как Восточно-Сибирская, это боле древние толщи – рифей, венд, и кембрий, кроме того, в кембрии большую роль играют солеродные пласты, представляющие собой региональные флюидоупоры.

Собкор Елена Михайлова​.