Яндекс.Метрика

Экономические санкции Запада должны способствовать развитию Сибири и Дальнего Востока. И не только благодаря проектам, реализуемым совместно со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, активно наращивающими потребление энергоресурсов.

Азиатский акцент

По данным минэкономразвития РФ, за последние полтора десятка лет энергопотребление в мире выросло на пятьдесят процентов, в основном за счет Азии. Так, например, с 2000 года на планете стали использовать в среднем на 65 процентов больше природного газа. И если Европа сократила объемы его потребления, то азиатские и ближневосточные страны, наоборот, увеличили в четыре-пять раз. В обозримом будущем, согласно прогнозам, газовые аппетиты человечества будут расти на 1,8 процента в год, причем именно за счет стран АТР.

Постоянно увеличивается и спрос на нефть. "Численность населения Земли растет, и потребление нефти в мире крайне неравномерное, - напомнил в одном из недавних интервью доктор геолого-минералогических наук, академик, научный руководитель Института нефтегазовой геологии и геофизики имени А. А. Трофимука СО РАН Алексей Конторович.

- В частности, примерно двенадцать-шестнадцать процентов населения мира, которое называют "золотой миллиард", потребляет семьдесят процентов нефти, а примерно восемьдесят процентов населения - все остальное. Если эти страны хотят развиваться, то им надо наращивать потребление энергоресурсов - нефти и газа. Последние тридцать лет бурно развиваются экономики Индии, Китая, Юго-Восточной Азии в целом". Академик уверен, что в перспективе мировые цены на нефть будут только расти.

Доля Евразии в мировом потреблении энергоресурсов, как прогнозируют специалисты, поднимется до 56-58 процентов, а доля Европы сократится с тринадцати-шестнадцати до девяти-одиннадцати процентов. И в обновленном проекте Энергетической стратегии России на период до 2035 года азиатско-тихоокеанский вектор развития обозначен очень четко.

Добыча нефти в России, согласно стратегии, сохранится на уровне 525 миллионов тонн - с увеличением доли трудноизвлекаемых запасов и разработками на шельфе. При этом четверть всего объема составят новые проекты и месторождения, многие из которых находятся в Сибири. Что касается природного газа, то его добыча вырастет с 640 миллиардов до 880 миллиардов кубометров. И в шесть раз (примерно до 82 миллиардов "кубов" к 2035 году) планируется увеличить производство сжиженного природного газа (СПГ).

- Весь прирост добычи нефти в последние восемь-десять лет (после пуска нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан") мы имели за счет ввода место- рождений Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия), - подчеркнул Алексей Конторович.

Именно там (наряду с Ямало-Ненецким автономным округом), по его мнению, и будет расти добыча. Кроме того, может начаться разработка ряда крупных месторождений на северо-западе Красноярского края и в его центральных районах.

- Есть три направления, по которым мы можем наращивать добычу нефти и газа, - уточнил академик. - Первое - мы только что приступили к месторождениям в Восточной Сибири, и там есть перспективы для наращивания. А второй район - это Арктика.

По прогнозам минэнерго РФ, добыча нефти на море может увеличиться до пятидесяти миллионов тонн. Кстати, к работам на шельфе (в частности, в Арктике и на Сахалине), а также к разработке крупнейшего Ванкорского нефтегазового месторождения на севере Красноярского края должны подключиться китайские компании.

Инфраструктурные плюсы

Освоение новых регионов добычи приведет к созданию инфраструктуры, ориентированной, прежде всего, на азиатско-тихоокеанские рынки. Первые шаги уже сделаны. В мае 2015 года было подписано соглашение о реализации проекта по доставке газа c Чаяндинского и Ковыктинского газоконденсатных месторождений в Якутии и Иркутской области до границы с КНР.

Транспортировка топлива (38 миллиардов кубометров в год) восточным маршрутом в Поднебесную по магистральному газопроводу "Сила Сибири" должна начаться в 2019-2021 году. Соглашение будет действовать тридцать лет.

Газопроводы, которые уже строятся в Сибири, свяжут газотранспортные системы Востока и Запада, став основой для единой азиатской системы. При этом новые международные газовые контракты могут сыграть решающую роль в развитии сибирских территорий. Так, губернатор Томской области Сергей Жвачкин, комментируя строительство газопровода "Алтай", подчеркнул, насколько важно для региона появление новых дорог, создание рабочих мест - и временных (на прокладке трубопровода), и постоянных (для его обслуживания), а также увеличение налоговых поступлений в бюджет.

А в угольном Кузбассе с каждым годом все активнее развивается нефтеперерабатывающая отрасль, где трудятся многие бывшие работники закрывшихся шахт. Продукция, которую они выпускают, идет в том числе и на экспорт - в страны СНГ, Китай и Монголию.

Под другим углем

Но, несмотря на передовые позиции нефти и газа, одну из ключевых ролей в мировом энергетическом балансе нынешнего века по-прежнему будет играть уголь. По прогнозам, его добыча в России вырастет с 356 до 435 миллионов тонн, а экспорт - на 28 процентов. И тоже в основном за счет стран АТР. Еще в 2012 году на кемеровском угольном форуме представители Китая, Монголии, Японии и Южной Кореи обсудили перспективы международного сотрудничества в рамках рабочей группы по углю экономической и социальной комиссии для стран Азии и Тихого океана Организации Объединенных Наций (ЭСКАТО ООН).

- Эти страны начали добывать уголь, от которого отказываются развитые западноевропейские державы, устраивающие себе так называемую "газовую паузу" под псевдоэкологическими лозунгами, - прокомментировал тогда ситуацию  Алексей Конторович. - Юго-Восточная Азия становится не только новым центром угледобычи, но и активным импортером твердого топлива.

Кстати, угольные компании начали готовить пути перехода на новые рынки (строить грузовые терминалы в дальневосточных портах) еще три года назад, когда стали снижаться объемы экспорта в Европу. Сегодня, когда у ЕС наступила очередная "газовая пауза", правда, под другими лозунгами, ориентация на Восток кажется вполне оправданной.

- Развитие отечественной угольной промышленности сейчас происходит в условиях снижения внутреннего потребления угля, за счет роста поставок его на экспорт, прежде всего, в страны АТР, - констатировал замминистра энергетики РФ Анатолий Яновский. - В связи с этим предусматривается интенсивное развитие угледобычи на востоке страны, где ниже транспортные издержки при доставке топлива до экспортных портов.

Программа развития отечественного углепрома гласит: основные объемы поисковых, оценочных и разведочных работ намечаются в бассейнах и месторождениях Западной, Восточной Сибири и Дальнего Востока. Именно у этих малоосвоенных регионов с благоприятными условиями залегания угольных пластов, которые можно разрабатывать открытым способом, есть потенциал роста. Новыми центрами добычи станут Эльгинское месторождение Южно-Якутского бассейна в Якутии, Межэгейское и Элегестское месторождения, а также участок "Центральный" Улугхемского угольного бассейна в Республике Тыва, месторождения Чикойской впадины и Апсатское месторождение в Забайкальском крае.

А в Кузбассе, который является крупнейшей угольной базой страны, акцент следует ставить не на увеличение добычи. Ведь по данным обладминистрации, на складах угольных предприятий сегодня скопилось около 200 миллионов тонн невостребованного сырья. Поэтому будущее - не столько за обогащением, сколько за глубокой переработкой черного золота, из которого еще в советское время получали широкий спектр химпродуктов с высокой добавленной стоимостью.

Сегодня же углехимия (как, впрочем, и нефтехимия) переживает далеко не лучшие времена.

- Доходит до смешного: мы получаем из коксующегося угля коксовую смолу, везем ее в Западную Европу, там ее перерабатывают, получая углехимические продукты, которые мы покупаем за большие деньги, - отмечает Алексей Конторович.

Только что созданный на базе Кемеровского научного центра Федеральный исследовательский центр угля и углехимии, который возглавил академик Конторович, призван вернуть утраченные российской наукой позиции. Центр будет обеспечивать научное сопровождение всей угольной и углехимической промышленности страны (включая горное машиностроение и рекультивацию нарушенных земель), разрабатывать новые технологии.

Уйти от зависимости

Освоение новых газовых и нефтяных месторождений Сибири создаст условия для внедрения высокотехнологичных производств. Китайские инвестиции помогут открыть совместные предприятия по выпуску инновационного оборудования для нефтегазового комплекса. Без него не только осваивать новые месторождения, но и увеличивать коэффициент извлечения нефти и глубину ее переработки невозможно. А значит - и поставлять качественные нефтепродукты на внутренний и внешние рынки (это тоже записано в проекте энергостратегии).

Доступ к зарубежным технологиям и оборудованию, на которые российская экономика успела "подсесть" за последние десятилетия, сегодня ограничен из-за западных санкций. Скажем, европейским компаниям запрещено не только оказывать российским заказчикам услуги по разведке и добыче глубоководной и арктической нефти, но и поставлять установки для работ на шельфе. Конечно, объемы таких работ в России пока невелики, однако если санкции распространятся на традиционные месторождения, последствия могут быть серьезнее. Поэтому проект энергетической стратегии предусматривает снижение доли импортного оборудования в отрасли до десяти процентов (сегодня при добыче трудноизвлекаемых залежей углеводородов она достигает пятидесяти процентов). Так что без масштабной программы импортозамещения, предполагающей изменение государственной научно-технической политики, возрождение прикладной науки и перестройку высшего технического образования, не обойтись.

- Сейчас у нас есть два выхода: или сконцентрировать усилия и создавать технологии XXI века, или окончательно встать на путь сырьевого придатка не только Запада, но и Востока, - убежден академик Конторович.

​​Юлия Потапова, Кемерово

Видеть цель