Геология, геофизика и минералогия стали темами второго фестиваля
научного стрит-арта «Графит науки» в Академгородке.
Художников консультировали ученые из Института геологии и минералогии им. В.С.Соболева СО РАН и Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН.«У нас была задача: автор должен вжиться в объект, который он рисует. Исследователи помогли участникам подобрать научный материал, а темы обсуждали вместе, искали то, что может быть зрелищным и заставит задуматься о живой, постоянно находящейся в движении Земле», — говорит директор ИГМ СО РАН доктор геолого-минералогических Николай Николаевич Крук.
«Эта акция в духе Академгородка, она возвращает традиции 1960-1970-х годов, когда наука была неотделима от общественной и культурной жизни, — рассказывает директор ИНГГ СО РАН доктор технических наук Игорь Николаевич Ельцов. — Ученые в работе используют научный метод. Но в геологии многое нужно в каком-то смысле пропустить через сердце. Поэтому художественный способ познания мира, который использовали авторы панно, дополняет научный».
Авторы Александра Каленская, Николай Дядечко (Красноярск). Художники сравнили земную кору с многослойным тортом. Гигантская рука двигает её с помощью кондитерской лопатки, выталкивая на поверхность магму и создавая вулкан.
Авторы Светлана Соловьёва, Дарья Серякова, Наталья Перевозчикова (Новосибирск). Бочка (англ. barrel) — один из символов нефтяной индустрии. Первые нефтеперегонные системы были аналогичны самогонным аппаратам для производства крепких спиртных напитков. А объем бочки из-под алкоголя стал единицей измерения объема нефти и получил название баррель.
Авторы Светлана Соловьёва, Дарья Серякова, Наталья Перевозчикова (Новосибирск). Другой символ нефтяной промышленности — «качалки», штанговые насосы. Эти трудяги стоят на скважине на последней стадии ее жизни, которая может длиться больше ста лет.
Авторы Светлана Соловьёва, Дарья Серякова, Наталья Перевозчикова (Новосибирск). Сегодня нефтяная индустрия строго соблюдает экологические стандарты, но в сознании людей до сих пор живет мрачный образ, связанный с экологическими катастрофами, загрязнением океанов и страшными нефтегазовыми пожарами.
Автор Мария Лопарева (Новосибирск). Эдиакарская биота — комплекс ископаемых организмов, которые обитали на Земле более 500 млн лет назад. На панно символически показано развитие жизни: древние одноклеточные постепенно обретают форму современных многоклеточных растений.
Автор Андрей Курченко (Новосибирск). Земная кора находится в постоянном движении, одна ее часть может погружаться под другую, приводя к образованию вулканов и гор. В этом есть своеобразный дуализм: земная оболочка очень медленно, но постоянно генерируется и уничтожается.
Автор заместитель директора ИНГГ СО РАН член-корреспондент РАН Иван Юрьевич Кулаков (Новосибирск). Классическое изображение нашей планеты в разрезе превратилось в схему волшебного устройства. Пружины, шестеренки, колбочки и другие его детали – это художественное воплощение процессов радиоактивного распада, которые идут как в земной коре, так и в ядре, и благодаря энергии которых существует Земля.
Автор Роман Есин (Новосибирск). Художник увидел в кристаллах сходство с буквами и попытался создать на их основе шрифтовую композицию. В природе действительно существуют «письмена» в кристаллах. Еврейский камень (письменный гранит) — это закономерные сростки минералов, которые очень похожи на древние надписи.
Авторы Зося Леутина, Янина Болдырева (Новосибирск). На панно изображены шлифы — тонкие пластинки минералов, приклеенные на стекло. Их фотографии под микроскопом похожи на произведения абстрактной живописи.
Фестиваль стрит-арта в Академгородке: «художественно-научный» метод познания мираНаука в Сибири (sbras.info), 20.08.2018
Как в Академгородке рисовали геологиюНавигатор (navigato.ru), 31.08.2018
В Городке рисовали геологиюНавигатор (navigato.ru), 7.09.2018
Фестиваль стрит-арта в Академгородке открыл "художественно-научный" метод познания мираНовости сибирской науки (sib-science.info), 6.08.2018