Яндекс.Метрика

​С трибуны научной сессии Общего собрания Российской академии наук прозвучали предложения экспертов СО РАН: как по переходу к принципиально новым для России источникам энергии, так и по изменению подходов к использованию традиционных.

Лауреат премии «Глобальная энергия» 2018 года заведующий лабораторией Института теплофизики им. С.С. Кутателадзе СО РАН академик Сергей Владимирович Алексеенко привел данные статистики: в 2003 году доля возобновляемых источников в мировой генерации электроэнергии составляла 2 %, в 2015-м ― 7,3 %, а в 2020 году прогнозируется 11,2 %. Однако в России к этому же году предполагается только около одного процента. При этом ученый видит стратегическую перспективу отечественной энергетики именно в переходе на возобновляемые ресурсы: их суммарный потенциал Сергей Алексеенко оценивает как вшестеро превосходящий сегодняшний уровень энергопотребления в стране.

Новосибирский академик видит два этапа обновления энергетической парадигмы России. В ближайшей перспективе предполагается переход на сжигание органических топлив в высокоэффективных парогазовых установках, в дальнейшем ― всё более и более масштабный поворот к возобновляемым источникам. Среди последних С.В. Алексеенко выделяет энергию Солнца и петротермальную, то есть тепла сухих пород до 3000С на глубинах 3―10 километров. «Петротермального ресурса достаточно, чтобы обеспечить человечество энергией навсегда», ― убежден ученый. Другим нескончаемым энергетическим резервом нашей цивилизации он назвал твердые бытовые отходы, плазменная переработка несортируемой части которых может давать синтез-газ для тепловых станций.

Выступление главного научного сотрудника Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН академика Алексея Эмильевича Контровича​ было посвящено перспективам разработки и внедрения технологий добычи нефти в коллекторах баженовской свиты Западно-Сибирской провинции и их аналогах в европейской части России, Восточной Сибири и Якутии. Ученый напомнил, что при всех перепадах мировых цен на нефть ее экспорт формирует от 36 до 50 и более процентов госбюджета страны: «Без этого источника все сценарии развития высокой науки будут фантазией», ― уверен академик Конторович.

«Есть 4―5 перспективных направлений нефтедобычи, ― считает Алексей Конторович, ― среди которых арктическое занимает последнее место: не по значимости, а по срокам реализации, приходящимся на середину текущего столетия». Геолог назвал два других, более актуальных и требующих опоры на передовую науку: «Первое ― брошенные средние и малые месторождения Западной Сибири… Они могут дать до 100 миллионов тонн ежегодно, но всё равно это преходяще». Вторым, по-настоящему долгосрочным резервом ученый считает баженовскую свиту и ее аналоги. «По общему потенциалу этот источник не уступает всему тому, что мы добыли в Западной Сибири за 60 лет», ― говорит Алексей Конторович. Он призвал более активно поддержать комплексный проект по изучению и разработке трудноизвлекаемых запасов (ТРИЗ), подготовленный в рамках программы «Академгородок 2.0».

Организации научно-инновационного процесса в нефтедобыче и нефтепереработке было посвящено выступление директора Института катализа им. Г.К. Борескова СО РАН академика алерия Ивановича Бухтиярова, возглавляющего профильную секцию одного из семи тематических советов по реализации Стратегии научно-технологического развития России. Инструментами работы по ее приоритетным направлениям становятся комплексные научно-технологические программы (КНТП), приходящие на смену федеральным целевым программам (ФЦП). 

У новой формы стратегирования есть два принципиальных отличия. Во-первых, это ориентация на достижение четко обозначенных показателей: так, КНТП «Добыча» по перспективным направлениям извлечения и транспортировки углеводородов должна привести к приросту их запасов до 50 млрд тонн, а КТНП «Переработка» ― к увеличению производства высококачественных моторных топлив, дополнительно дающему 1 000 миллиардов рублей ежегодно. Вторым специфическим свойством КНТП Валерий Бухтияров назвал изначальную вовлеченность индустриальных партнеров ― применительно к программам «Добыча» и «Переработка» это крупнейшие нефтегазовые и нефтегазохимические корпорации и компании России.