Ученые из НГУ и Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН провели исследование гидрогеологии и гидрогеохимии северо-западной окраины Западно-Сибирского артезианского бассейна, объяснив особенности минерализации и химического состава подземных вод, а также обосновав формирование и перспективы освоения мелких месторождений нефти и газа в этом регионе.

Исследование опубликовано в журнале Arabian Journal of Geosciences. Работа выполнена Д. А. Новиковым (НГУ , ИНГГ СО РАН) и А. Ф. Сухоруковой (ИНГГ СО РАН).

Подробнее об исследовании пресс-службе НГУ рассказал кандидат геолого-минералогических наук, доцент ГГФ НГУ, заведующий лабораторией гидрогеологии осадочных бассейнов Сибири ИНГГ СО РАН Дмитрий Новиков .

- На северо-западе и севере Западной Сибири в целом геологоразведочными работами на нефть и газ выявлена так называемая зона инверсионной гидрохимической зональности. С точки зрения гидрогеологии, здесь нарушены ряд классических постулатов. Так, традиционно считается, что с увеличением глубины должна расти минерализация подземных вод, содержание основных макро- и микрокомпонентов, здесь же на многих поисковых площадях наблюдаются обратные процессы. Перед нами стояла задача объяснить, почему происходит именно так, - пояснил ученый.

Исследователи обобщили результаты геологоразведочных работ за всю историю изучения этой зоны и выдвинули гипотезы, объясняющие особенности механизмов формирования состава подземных вод, гидродинамику этой зоны нефтегазоносного бассейна.

- Современная гидрогеохимия и гидродинамика изученного региона во многом определяется встречей двух потоков подземных вод - инфильтрационного со стороны Урала и элизионного из внутренних частей осадочного бассейна (близрасположенных впадин). Второй поток маломинерализованных вод из зон нефтегазообразования нес также и углеводороды, которые аккумулировались в ловушках в залежи. Залежи углеводородов в этом регионе имеют весьма сложное строение. Иногда гидравлически взаимосвязанными оказываются породы от палеозоя до мела, - говорит Дмитрий Новиков.

Проведенные гидрогеологические исследования позволили также оценить потенциал этих территорий с точки зрения поиска новых месторождений нефти и газа. По мнению ученых, в этом районе стоит проводить геологоразведочные работы, хотя крупных месторождений здесь ожидать нельзя. Судя по гидрологическим данным, в этой зоне присутствуют в основном газовые по составу и небольшие по запасам залежи, которые будут востребованы в будущем по мере истощения месторождений-гигантов.