Яндекс.Метрика

​Геофизические методы исследований уже неоднократно использовались для поисков воды и древних захоронений, определения наилучшего местоположения зданий и инженерных сооружений. Еще одна прикладная область применения геофизики - выявление особенностей мерзлого грунта, которые влияют на качество автодорог, построенных на таком основании.

"Надо отметить, эксплуатация автодорог, лежащих на мерзлом основании, достаточно дорога, - комментирует заведующий лабораториями геоэлектрики и геофизики криолитозоны Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН кандидат геолого-минералогических наук Владимир Владимирович Оленченко. - Это связано в первую очередь с тем, что дорожное полотно постоянно деформируется и требует, во-первых, ремонта, а во-вторых - комплекса мер для стабилизации дороги. Эффективность же таких мер зависит от качества проведенных изысканий".

По словам ученого, нередко организации, которые выполняют такие работы, для построения инженерно-геокриологической модели деформированного участка ограничиваются лишь результатами бурения. "Нельзя создать валидные модели, основываясь на точечных скважинах, - говорит Владимир Оленченко. - Соответственно, разработанные на этой основе меры по стабилизации дорожного полотна будут неэффективны". Чтобы получить максимально полную картину, отмечает специалист, необходимы в первую очередь полноценные площадные геофизические исследования и только затем, в зависимости от получившейся картины, бурение. Это, казалось бы, очевидная вещь, но стадийность работ при инженерных изысканиях нередко нарушается, зачастую геофизические работы не проводятся вовсе в целях экономии средств. Однако часто такая экономия выходит боком.

Ярким примером могут послужить проведенные несколько лет назад изыскания: специалисты ИНГГ СО РАН применили метод электротомографии для изучения геокриологической обстановки на участке реконструкции пятикилометрового подъезда от федеральной трассы "Амур" к поселку Песчанке и городу Чите.

"На вышеупомянутом участке дороги с помощью разработки нашего института - многоэлектродной аппаратуры "Скала-48" - мы провели электротомографию, - рассказывает Владимир Оленченко. - В число наших задач вошло картирование областей распространения многолетнемерзлой толщи, установление мощности мерзлых пород, определение таликовых (незамерзающих) зон и чаш протаивания под дорожным полотном, оценка их размеров".

Результаты еще раз подтвердили важность предварительных геофизических работ: по словам Владимира Оленченко, стали очевидны промахи в построении геокриологических разрезов по данным бурения. Тогда ученым удалось хорошо показать, что данные бурения не учитывают асимметрию чаши протаивания под автодорогой, и если переместить скважину на пару метров влево или вправо, то можно получить совершенно разные геокриологические разрезы. "Получившиеся карта и разрезы изолиний удельного электрического сопротивления грунтов дают возможность точно определить границы и глубину талых зон под дорогой, а это важно для планирования работ по ремонту дорожного полотна", - объясняет ученый.