Яндекс.Метрика
24 марта в Ханты-Мансийске начался Четвертый международный молодежный научно-практический форум «Нефтяная столица» - первое, с начала пандемии, отраслевое оффлайн-мероприятие, собравшее спикеров не только из России, но и ряда зарубежных стран, в том числе Франции, Австралии и Бенина. 
 
Вслед за торжественной церемонией открытия прошло пленарное заседание «Smart-Нефть», модератором на котором выступил Сергей Брилев, президент ассоциации «Глобальная энергия». 
 
Для спикеров пленарной сессии одной из сквозных тем стало сокращение запасов нефти в России. В 2019 году, по данным BP Statistical Review of World Energy, объем доказанных запасов нефти в России составлял 107,2 млрд баррелей – на 4,4% меньше, чем в 2000-м (112,1 млрд баррелей), при том что для мира в целом оценка запасов увеличилась на треть (до 1 733,9 млрд баррелей). 
 
В условиях сокращающейся ресурсной базы показателен пример Татарстана, где за счет совершенствования технологий компаниям удается поддерживать добычу на выработанных месторождениях, заявил академик РАН, лауреат премии «Глобальная энергия», Алексей Конторович. По его мнению, Россия может ежегодно добывать не менее 100 млн т нефти из баженовской свиты – горной породы в Западной Сибири, которая, по оценке Роснедр, содержит не менее 10 млрд т нефти. Прирост добычи может также дать освоение мелких и мельчайших месторождений, однако для этого, как полагает Конторович, необходимо разрабатывать собственные технологии и корректировать законодательство о малом нефтегазовом бизнесе. 
 
Усложнение ресурсной базы стало одной из причин эксперимента по НДД – налогу на дополнительный доход, констатировал Павел Сорокин, заместитель министра энергетики. В отличие от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), НДД калькулируется исходя не из количества добытой нефти, а из выручки, полученной от ее реализации – это позволяет гибче учитывать экономику проектов. Освоение трудноизвлекаемых запасов Минэнерго стимулирует и за счет профильной федеральной программы, которая ранее именовалась «Бажен» — к 2025 году за счет нее Министерство планирует вовлечь в разработку свыше 760 млн т запасов углеводородов. 
 
Над этой задачей работают непосредственно и сами компании – к примеру, Salym Petroleum Development (SPD), совместная «дочка» «Газпром нефти» и Royal Dutch Shell, которая при освоении Салымской группы месторождений в Западной Сибири использует технологию полимерного заводнения, позволяющую повышать нефтеотдачу пластов – ранее она получила распространение в Канаде, Китае и США, о чем на форуме рассказал генеральный директор SPD Майкл Коллинс.
 
 
 Фотография предоставлена пресс-службой ассоциации «Глобальная энергия»