Яндекс.Метрика

Заместитель председателя Сибирского отделения РАН и научный руководитель Института теоретической и прикладной механики им. С.А. Христиановича СО РАН академик Василий Михайлович Фомин считает, что на одном из крупнейших форумов России есть возможность инициировать программы мирового значения. 

Сибирское отделение РАН стоит у истоков «Технопрома» и участвует во всех форумах. Сначала ощущалась какая-то неопределенность, шел поиск своей ниши. Теперь могу сказать твердо, что «Технопром» нашел свое лицо — технологическое развитие страны на примерах Новосибирской области и других восточных территорий. Наш регион обделен природными богатствами, зато здесь рекордная концентрация интеллекта. Это и институты Новосибирского научного центра, и университеты, обеспечивающие приток «свежих мозгов» в науку, образование и высокотехнологичные компании. Не только НГУ, но и другие вузы, которые готовят кадры для промышленности и, что немаловажно, государственного управления. Не будем забывать и про Технопарк новосибирского Академгородка, по разным показателям занимающий в России 1-2 места, соперничать с ним по эффективности может, наверное, только казанский. Он не был бы таким, если бы рядом не работали институты СО РАН и университет: инновации не рождаются сами по себе, для этого нужны новые идеи и люди, способные их генерировать. 
 
Каждый год «Технопром» имеет свою тематическую специфику: сегодня это Арктика и машиностроение будущего. Не случайно в выставке активно участвует Всероссийский институт авиационных материалов (ВИАМ), с которым наш институт плотно сотрудничает. Проблема нового этапа в освоении Арктики чрезвычайно важна для России и имеет, без преувеличения, глобальный характер. Я убежден, что мы должны на полную мощность запустить Северный морской путь (СМП), для чего складываются и климатические, и геополитические предпосылку. Китай прокладывает трансконтинентальные пути в Европу, в том числе северную и южную ветки Нового (или «Железного») Шелкового пути, но они проходят через зоны нарастающей нестабильности: Тибет, Ближний Восток, а теперь и Казахстан. СМП является безопасной грузовой магистралью, а уровни эффективности тех или иных перевозок по ней должны просчитать наши экономисты. У России по сей день самый мощный (не только атомный) ледокольный флот в мире, но необходимо на самом современном уровне восстанавливать береговую инфраструктуру: станции наблюдения и экстренной помощи, аэродромы, промежуточные стоянки и так далее. Разумеется, все это хозяйство должно быть самого современного уровня, чтобы люди жили и работали в максимально комфортных условиях — как на новой научной станции СО РАН «Остров Самойловский».
 
Российское государство должно поставить и ученым, и промышленникам стратегические, но при этом четко обозначенные задачи по восстановлению и развитию СМП. Не надо охватывать и осваивать все и вся, незачем продвигать нефтегазодобычу на морской шельф чуть не до Северного полюса. Даже в рамках становления СМП как глобальной транспортной артерии мы получим проект, по масштабу и значимости сравнимый с созданием ракетно-ядерного щита. Сибирское отделение РАН не только готово к научному сопровождению этой стратегической инициативы, но и ведет в этом направлении работу практически по всем отраслям: геологии и геофизике, комплексному мониторингу природной среды, медицинским, аграрным и гуманитарным проблемам, разработке новых материалов для условий Севера. Последним, в частности, занимается Институт физико-технических проблем Севера им. В.П. Ларионова СО РАН в Якутске, и его возможное слияние с другими, непрофильными, в ходе «реструктуризации» ЯНЦ, было бы крайне неосмотрительным шагом.
 
Импактные алмазы 
 
На «Технопроме-2016» будут представлены не только новые материалы для Арктики, но и практически всё, на что способны наши институты: геологические обоснования, геофизическая и другая измерительная аппаратура. Это и ранее не применявшиеся природные материалы для промышленности — такие, как малоразмерные алмазы Попигайского кратера. Сибирские ученые способны предложить промышленности и способы переработки сырья, на которое пока обращают мало внимания. Под разрабатываемыми газовыми коллекторами лежат пласты, содержащие так называемый «жирный газ». Академик Алексей Эмильевич Конторович и многие его коллеги ставят вопрос о необходимости федеральной программы нефтегазохимии, способной дать экономике продукты с высокой добавленной стоимостью. Напомню, что в нефтегазовой отрасли сегодня используются идеи и методы, проработанные учеными в прежние десятилетия: так, гидроразрыв пласта был предложен основателем нашего института академиком Сергеем Алексеевичем Христиановичем еще в 1957 году. 
 
Важно и то, что новые технологические идеи рождают новые индустрии. Андрей Николаевич Туполев принципиально конструировал только цельнометаллические самолеты — и в стране появилась алюминиевая промышленность, а после Второй мировой войны по заказу подводников началось производство титана. Соответственно, возникает запрос на новые технологические приемы. Ученые Сибирского отделения нашли способы сварки стальных сплавов с титаном, решив важнейшую проблему для авиапрома. При сваривании же листов алюминия прочность шва мы довели до 98—99% прочности цельного материала. ВИАМ, который я уже упоминал, представит на «Технопроме» 24 разработки, в том числе и совместных с ИТПМ СО РАН
 
Главным же фактором освоения Арктики сегодня становится человек: соответственно образованный и подготовленный, мотивированный на работу в высоких широтах, и главное — здоровый. Медицина на «Технопроме» не ограничивается специфической северной проблематикой, как бы важна она ни была. В науку о человеческом организме настолько активно вторгаются физика, химика, молекулярная биология и генетика, что система высшего профессионального образования возвращается к медицинским факультетам классических университетов. Прогрессирует и практика: пересадка человеческого сердца профессором Барнардом в 1967 году была мировой сенсацией, а сегодня в НИИ патологии кровообращения им. Е.Н. Мешалкина такие операции являются сложным, но обычным делом. Больному нередко приходится долго ждать донорское сердце, и для этого периода используется рукотворный насос: импортный, ценой в десятки тысяч долларов. В нашем институте изготовлен и испытан отечественный аналог — правда, обидно, что в США до этого устройства додумались 25 лет назад (и не где-нибудь, а в NASA), а мы схватились за голову, когда начались санкции. Точно так же расточительно обходились с импортным одноразовым медицинским инструментом: купили — использовали — выбросили, хотя наша наука может предложить надежные способы заточки и стерилизации. А может, инвентарь следует восстанавливать через переплавку? Опять же, такие проблемы должны решаться совместно с экономистами. Не случайно один из круглых столов «Технопрома-2016» посвящен новым формам междисциплинарно интегрированных программ развития современных технологий. Потому что без применения лаврентьевского принципа межнаучной кооперации ни одна серьезная проблема не решается. 
 
Новосибирск для этого подходит как никакой другой центр России: здесь налицо предельно высокая концентрация науки, современного высшего образования, инноватики, высоких технологий. В регионе запускается программа реиндустриализации, базирующаяся на девяти больших проектах. Вопрос в том, насколько наши идеи, заделы и опыт будут востребованы в государственном масштабе. 
 
Подготовил Андрей Соболевский


"Технопром" нашел свое лицо"