​Одно из интересных для геологов мест Сибирской платформы – склоны Оленекского поднятия. Одноименное месторождение природных битумов на этой территории привлекает внимание геологов-нефтяников. В рамках региональных нефтегазопоисковых работ перед ними стоит задача по изучению геологии данного района и поиску источников этих битумов. Еще со второй половины двадцатого века одним из таких объектов считаются потенциально нефтепроизводившие породы хатыспытской свиты. На основе геохимических и палеонтологических данных возраст этих отложений оценивается в интервале ~545–558 млн лет.

Хатыспытская свита представляет интерес и для палеонтологов. Это уникальный объект для изучения загадочной эдиакарской фауны, обстановок ее обитания и захоронения. В этом свете в настоящее время специалистами ИНГГ СО РАН проводятся комплексные междисциплинарные исследования хатыспытской свиты. Одно из направлений – изучение особенностей состава рассеянного органического вещества и геохимии ископаемых молекул-биомаркеров.

​В чем особенности этих отложений?

На основании полевых наблюдений и результатов лабораторного изучения пород исследователи ИНГГ СО РАН утверждают: среди известняков и доломитов хатыспытских отложений, обедненных и слабо обогащенных органическим веществом (ОВ), встречаются карбонатно-кремневые породы и горючие сланцы, аномально обогащенные ОВ. Основой биоматериала для ископаемого органического вещества послужили археи, водоросли и бактерии. Ранее характеристики состава и распределения углеводородов-биомаркеров позволили установить прямую связь между ОВ хатыспытской свитой и битумами Оленекского и Восточно-Анабарского полей. Это позволило специалистам рассматривать породы свиты в качестве нефтепроизводивших на северо-востоке Сибирской платформы.

Сегодня вопрос о роли хатыспытской свиты как возможного источника нефти и газа в осадочных бассейнах арктического сектора РФ является очень актуальным.

Схема отбора образцов для геохимических исследований

Что именно исследовали в Институте?

Специалисты ИНГГ СО РАН изучили крупную коллекцию пород хатыспытской свиты, отобранную из обнажений на реке Хорбусуонка. В рамках исследований по проекту РНФ-17-17-01241 в лаборатории геохимии нефти и газа ИНГГ СО РАН было изучено более 40 образцов пород. Особенности состава молекул-биомаркеров показали, что в пяти пробах обнаружены признаки бактериального окисления битумоидов (растворимых в органических растворителях компонентов органического вещества). В природе такое возможно, только если к этим битумоидам есть свободный доступ воды и бактерий – через поры, трещины и каверны. Именно на этом основании был сделан вывод о том, что в породах хатыспытской свиты содержатся рассеянные микропроявления битумов. Их присутствие в этих пробах было подтверждено при дополнительном анализе шлифов пород под петрографическим микроскопом в лаборатории палеонтологии и стратиграфии докембрия ИНГГ СО РАН. Пространство микротрещин и каверн известняков, кремнистых известняков и известковых силицитов заполнено перераспределенным органическим веществом. Все это – прямые признаки нефтеносности.

Типовое распределение битумопроявлений в микротрещинах пород хатыспытской свиты. Фотографии шлифов, сделанные под микроскопом в проходящем свете: А, Б – известняк; В, Г – известняк кремнистый)

В ходе исследований молекулярного состава ОВ ученые ИНГГ СО РАН пришли к выводу, что источником этих рассеянных битумов было именно органическое вещество хатыспытской свиты. На основе новых полученных данных и анализа ранее опубликованных материалов отечественных ученых было показано, что залежи нефтей или битумов, генерированных органическим веществом хатыспытской свиты, в перспективе могут быть обнаружены в осадочных бассейнах на арктической территории Восточной Сибири, возможно, они будут выявлены не только в перекрывающих отложениях (как, например, на Оленекском месторождении), но и в самой хатыспытской свите.

Работа выполнена при поддержке проектов ФНИ (№ 0331-2019-0022 и 0266-2019-0006) и гранта РНФ 17-17-01241.

В исследованиях приняли участие Дмитрий Сергеевич Мельник – младший научный сотрудник лаборатории проблем геологии, разведки и разработки месторождений трудноизвлекаемой нефти ИНГГ СО РАН; Татьяна Михайловна Парфенова – к.г.-м.н., заместитель директора ИНГГ СО РАН; Владимир Игоревич Рогов – научный сотрудник лаборатории палеонтологии и стратиграфии докембрия ИНГГ СО РАН​.

Подробные результаты работы изложены в статье сотрудников ИНГГ СО РАН в научном журнале «Георесурсы».

Текст под редакцией Павла Красина