Яндекс.Метрика

Руководители СО РАН поделились с журналистами Новосибирска и Барнаула оценками итогов 2014 года — года реформы РАН, научных прорывов и организационных решений.

В разговоре о научных достижениях Сибирского отделения РАН заместитель председателя СО РАН академик Михаил Иванович Эпов отметил, что существует некоторая двусмысленность, так как научные институты теперь относятся к Федеральному агентству научных организаций России и полученные в них достижения формально относятся к ФАНО.

— Чтобы не нарушать порядок, мы решили показать данные трехлетних интеграционных и междисциплинарных проектов. Это — изобретение СО РАН, которое прошло уже несколько циклов. Последний как раз заканчивается в уходящем году, и мы вправе говорить о результатах, полученных именно Сибирским отделением, — отметил М. Эпов.

Он выделил несколько наиболее значимых достижений, которые объединяют в себе прикладную и фундаментальную составляющую. Во-первых, это прибор для обнаружения следов азотсодержащих взрывчатых веществ. Такие данные необходимо получать очень быстро — в реальном времени — а точность прибора должна быть настолько высока, чтобы можно было улавливать нанограммы этих соединений в кубометре воздуха.

— Усилиями нескольких организаций:  Института проблем химико-энергетических технологий (Бийск), Института оптики атмосферы им. В.Е. Зуева (Томск), Института сильноточной электроники (Томск) — была разработана аппаратура, которая позволяет определять наноскопические следы взрывчатых веществ. Оборудование уже прошло тестовые испытания на вокзале в Томске и не имеет зарубежных аналогов, — сказал Михаил Иванович.

Еще одним значимым достижением он назвал исследование влияния на организмы терагерцового излучения. Этот проект выполнили Институт цитологии и генетики СО РАН, Институт ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН, а также Институт общей генетики (ИОГЕН) РАН.

— Вы, наверное, знаете, что наша окружающая среда насыщена электромагнитными излучениями: любое устройство производит волны той или иной частоты. Существует вопрос, влияет ли оно на человека, в частности, особенно актуально он стоит для высокочастотного терагерцового излучении, — подчеркнул М. Эпов.

В рамках проекта выявлялось воздействие такого типа волн на ДНК и стволовые клетки. Ученые установили, что оно не нагревает их, но частично может модифицировать гены.

Еще один из результатов связан с диагностикой клещевого энцефалита. Ранее выявление этого заболевания чрезвычайно важно, поскольку позволяет повысить эффективность лечения. Учеными был сконструирован белок, состоящий из антитела, направленного против заболевания, и люцеферазы — светящегося вещества, которое стало маркером наличия или отсутствия возбудителя. Такой тест позволяет за 20 минут сделать анализ клеща и сказать, заражен он или нет. Метод разработан в Институте биофизики СО РАН совместно с Институтом химии и химической технологии (Красноярск) и новосибирским Институтом химической биологии и фундаментальной медицины.

— Это, конечно, не все результаты, — отметил Михаил Иванович. — Я могу еще упомянуть разработки, связанные с Арктикой: в частности, готовится новая доказательная база того, что соответствующий шельф — это продолжение континента. Если это удастся, территория России будет приращена примерно на 1 миллион квадратных километров. Также сейчас очень горячая тема — новый кратер на Ямале. Возникло очень много гипотез о его происхождении, и это всё практические вопросы, так как рядом с ним находится Бованенковское месторождение. Мы предполагаем, что природа этого кратера — деструкция газогидратов (смеси воды и метана). Предварительные результаты мы уже опубликовали, — сказал М. Эпов.  

По мнению академика, почти все интеграционные проекты успешны, и сейчас обсуждается вместе с ФАНО возможность их возобновления: скорее всего, они будут модифицированы с усилением прикладной части.

Главный ученый секретарь СО РАН член-корреспондент Валерий Иванович Бухтияров, рассказавший о ходе реформы согласно ФЗ-253, отметил: «Соглашение о сотрудничестве  РАНс ФАНО России — по сути, декларативный договор о намерениях, и оно изначально не содержало каких-то деталей. Впоследствии было выделено 18 направлений взаимодействия академии и федерального агентства, и по каждому из них должны появиться отдельные регламенты, в том числе, и по поводу региональных отделений».

В настоящий момент уже подписаны первые из этих документов, в частности, тот, что касается формирования и утверждения госзаданий. «Почему это было важно сделать? — комментировал Валерий Бухтияров. — Потому что уже в конце того же месяца до институтов были доведены предельные объемы финансирования на 2015-й год, и под них  НИИ написали планы научно-исследовательских работ. Так было всегда, но раньше РАН сама просматривала эти бумаги, что-то корректировала, что-то убирала, что-то добавляла. В этот раз финансирование идет от ФАНО. Тем не менее, документ должен быть одобрен Академией».

Сегодня, по словам главного ученого секретаря СО РАН, планы НИР уже практически полностью согласованы, и в январе начнется финансирование. «Происходило это следующим образом, — рассказал Валерий Бухтияров. — ФАНО достаточно оперативно сработало и сделало электронную систему на своем сайте. Все наши институты через своих ученых секретарей получили допуск и заполнили формы. После этого должны были появиться «крыжики». Сначала планы просматривали эксперты-сотрудники институтов СО РАН: после того, как все одобрялось председателем нашего объединенного ученого совета, ставилась «галочка — Сибирское отделение согласовало план НИР. Следующий «крыжик» — от отделения РАН по отраслям наук. Затем —  президиум РАН, и вот сейчас мы ждем, когда одобрение выскажет ФАНО. После чего будет сформирован печатный вариант, подписанный главой агентства Михаилом Михайловичем Котюковым и директором того или иного института, и под это запускается финансирование».  

В целом, как сообщил Валерий Бухтияров, бюджет научных организаций, подведомственных ФАНО, на 2015-й год, утвержден в объеме 2014-го. Однако в нем есть доля замороженных денег (5%). «В прошлый раз такая же ситуация была в кризис 2008-го. Тогда средства разблокировали, и институты могли их использовать. Что будет происходить в марте-апреле, когда встанет вопрос об этих деньгах, на самом деле, зависит в большой степени от экономической ситуации в России», — отметил главный ученый секретарь СО РАН.

Еще один «реформенный» вопрос, в достаточной степени волнующий академическое сообщество — это реструктуризация сети научных учреждений. «Мы создавали комиссии, слушали предложения наших директоров о создании различных центров. Кроме того, были утверждены некоторые принципы работы СО РАН, мы их сформулировали и довели до ФАНО, возражений не получили. В частности, мы считаем: структуризация должна стать новым, более высоким уровнем интеграции, и предложения нужно готовить совместно — РАН, СО РАН и ФАНО», — акцентировал Валерий Бухтияров. Также он добавил: «На мой взгляд, продленный президентом РФ мораторий будет касаться запрета на продажу имущества. Внутри же структуризация будет и должна вестись».

Академик Михаил Иванович Эпов рассказал о перспективах федеральной собственности, оставшейся в оперативном управлении Сибирского отделения после организации ФАНО и его территориального органа в Сибири.  Такие объекты, как Выставочный центр СО РАН, будут использоваться по прежнему назначению. Другие — к примеру, Дом культуры «Академия» или Центральная клиническая больница — могут быть переданы, соответственно, муниципалитету и Новосибирской области. Заместитель председателя СО РАН отметил, что наибольшую сложность представляет переоформление земельных участков, как  под зданиями и сооружениями, так и самих по себе: это требует согласования с Росимуществом, а для этого ведомства характерно медленное рассмотрение документов.

Говоря о жилом фонде Сибирского отделения, Михаил Эпов указал на сложившийся юридический казус: «Служебное жильё осталось в ведении СО РАН, а живут в нём сотрудники уже другой организации — ФАНО России».  Валерий Бухтияров рассказал, что этот вопрос обсуждался на совещании у помощника Президента РФ Аркадия Владимировича Дворковича. Скорее всего, комнаты в общежитиях и служебные квартиры, стоящие на балансе СО РАН, будут переданы, но не отдельным учреждениям ФАНО, а агентству как таковому. При этом, как позже уточнил главный учёный секретарь Сибирского отделения, за ним сохранятся жилые площади, занимаемые сотрудниками собственно академических подразделений (Президиума, Выставочного центра и т.д.).

Начиная с 2014 года новые средства на приобретение служебного жилья шли через ФАНО в отдельные институты, которые должны были объявлять конкурсы на покупку квартир. «На некоторые конкурсные процедуры не поступило ни одной заявки,— констатировал В. Бухтияров, — поскольку законодательно зафиксированная цена квадратного метра ниже рыночной. Поэтому существенная часть этих средств будет возвращена в бюджет Российской Федерации». Всё же  в уходящем году 163 сотрудника Новосибирского научного центра вселились в служебные квартиры, но это явление Валерий Бухтияров назвал «посылкой из 2013 года».

Сибирское отделение: жизнь в новой реальности
Российские учёные проверили, повреждает ли терагерцовое излучение ДНК
Академик Эпов: в Академгородке идет приватизация коттеджей
Приватизация служебного жилья в Академгородке идет полным ходом
Сибирских ученых манит Арктика
В СО РАН подвели итоги 2014 года
Сибирское отделение: жизнь в новой реальности
Наука на частоте 253-ФЗ
Наука на частоте 253-ФЗ
Систему экспресс-диагностики клещевого энцефалита создали в Новосибирске
Сверхбыстрая диагностика клещевого энцефалита
Ключи и воронки. Сибиряки преуспели в геологии и... нивелировании последствий академической реформы.