Яндекс.Метрика

На совместном заседании членов РАН и руководства Республики Саха (Якутия) одобрена Программа научных исследований региона — прежде всего силами комплексной экспедиции с участием Российской академии наук.

Первая такая экспедиция состоялась почти столетие назад: работы на окраине бывшей империи велись с 1925 по 1930 год. Тогда некоторые территории обследовались впервые, а задачи ставились под стать времени: изучение причин повышенной смертности, развитие оленеводства, борьба с туберкулезом… Силы для тех лет (и для возможностей «Академии наук молодой страны Советов») были сосредоточены немалые — 16 действительных членов, 9 членов-корреспондентов, 30 профессоров. В 10 отраслевых полевых отрядах и 24 подотрядах работало 246 сотрудников АН СССР и других организаций. Материалы экспедиции переизданы сегодня томом такого веса, что сумка, в которую его кладут, из ручной клади автоматически становится багажом. Полученые знания стали основой для превращения дикого края в территорию  алмазо-, угле- и золотодобычи, новых отраслей и новых городов.

Но 90 лет спустя регион стоит перед нерешёнными старыми проблемами и проблемами вновь возникшими, а учёные — перед необходимостью поиска их решений, что обозначено в достаточно откровенном документе, «концепции-обосновании», обсуждавшейся в Якутске Программы (см. подзаголовок). Да, не изменился здешний экстремальный климат. Отметки до минус 70 регистрируются далеко не только на Полюсе холода (данный титул делят Верхоянск и Оймякон). При этом налицо рост среднегодовых температур за последние 60 лет (по разным точкам от 0,7 до 2,2 градусов), что уже сегодня влияет на состояние мерзлоты и паковых льдов, на речной вынос в море, выбросы парниковых газов, состояние экосистем… К тому же Якутия показала себя регионом повышенной сейсмичности, которая мало изучена. На отельных территориях накопилось то, что учёные обобщают словом «антропоген» — отвалы, нарушения почвы, груды старых бочек и прочих металлоизделий.

За почти столетие не преодолена изолированность и труднодоступность края: 85% территории  региона не имеет круглогодичного транспортного сообщения, 65% перевозок приходится на авиацию. Налицо серьезный разрыв между богатством сырьевой базы и неразвитостью социальной сферы, низким уровнем жизни, безработицей (7,4% против 5,2 среднероссийских). Экономика республики динамично развивается (дополнительными стимулами стали нефтепровод ВСТО и строящийся газопровод «Сила Сибири»), но никак не может избавиться от традиционных изъянов: очаговости, расточительной энергоёмкости, износа основных фондов: на дизельных электростанциях, например, 48-60 процентов. Так же как и в героические 1960-е, трудовые ресурсы в новых отраслях, по большей части, приезжие. Вместе тем федеральное руководство (политики, ведомства, военные) возлагают на страну Саха новые надежды в связи с «арктическим вектором» развития России. В августе 2014 года Владимир Путин дал поручение подготовить и провести массированное обследование Якутии силами комплексной экспедиции. «Вопросов стоит очень много, — обобщил президент РС(Я) Егор Афанасьевич Борисов, — и к столетию республики, которое приходится на 2022 год, хотелось бы получить на них ответы».

Накануне заседания с Егором Борисовым и его министрами ведущие эксперты РАН, его Сибирского отделения и Якутского научного центра провели внутреннюю дискуссию. Уже разработанный проект Программы дополнялся некоторыми акцентами, проблемными постановками и уточнениями организационного плана.

Учёные старались конкретизировать. Не просто «дальнейшее исследование минеральных ресурсов», а по точным целям. К примеру, Томтор. По мнению директора Института геологии и минералогии им. В.С. Соболева СО РАН академика Николая Петровича Похиленко, «...это месторождение может обеспечить лет на 300 все новые индустрии редкими и редкоземельными металлами». Геолог также обозначил перспективу выявления новых алмазных месторождений в арктической зоне — в междуречье Лены и Анабара.

Другой известный эксперт, академик Алексей Эмильевич Конторович​, ставит в полный рост проблематику человеческого фактора: «Нужно так дифференцировать социальный раздел Программы, чтобы она была нацелена на обеспечение комфортного образа жизни и трудоустройства двух групп местного населения — кочевого и оседлого. Важно и то, чтобы растущая нефтегазовая промышленность Якутии опиралась не на привозных специалистов, а на местные кадры, причём не только рабочие, но и инженерные». Учёный напомнил об опыте «Транснефти», которая по трассе строительства ВСТО открывала школы подготовки и переподготовки персонала.

И рабочие, и инженеры, и профессора на Севере нужны здоровые. Заместитель председателя СО РАН по медицинским наукам академик Любомир Иванович Афтанас отметил: «Якутия была базой для того опыта, который получен в области арктической медицины в 20-м веке. Сегодня Россия входит в пятерку стран-учредителей Международной ассоциации приполярной медицины. Это очень авторитетная организация, которая позволяет заниматься не только совместными исследованиями, но и подготовкой кадров». Академик Афтанас связывает проблему трудовой миграции с самыми современными методами медицинского скрининга: «Мы на генетическом уровне можем сказать, кому можно ехать на Север, кому нежелательно». Любомир Иванович также выделил для Арктики проблему специализированного  питания, которое, по его мнению, «обеспечивает 40% здоровья». С его словами  перекликалось пожелание другого зампреда СО РАН, академика Александра Семёновича Донченко, оглядываться на традиционные рационы коренных народов, «…больше кормиться за счет природы, фауны и флоры».

Весь список включенных в Программу научных задач занимает почти пять страниц убористого текста, который открывают проблемы безопасности (прогнозирование природных и техногенных катастроф) и завершают гуманитарные вопросы. Кстати, самые последние слова перечня (которые, как известно, лучше запоминаются) — «правильное питание». 

Чтобы комплексная экспедиция дала максимальный эффект, она должна иметь предельно мощный (в рамках сегодняшней реальности) потенциал и эффективную организацию. В проекте Программы заложена сумма бюджетного финансирования свыше 4 миллиардов рублей, но её ещё предстоит обосновывать в самых высоких кабинетах. Президент РС(Я) Егор Борисов и на заседании, и после, перед журналистами, пообещал на каждые 5 федеральных рублей добавлять рубль из республиканских ресурсов: «Такой механизм должен быть заложен в бюджетообразовании начиная с 2016 года». Вне рамок Программы предполагается открытие Федерального арктического центра в посёлке Тикси на берегу моря Лаптевых. Якутским журналистам академик А. Асеев объяснил, что там следует построить полигон для испытания новых веществ и материалов (в том числе военного и двойного назначения), предназначенных для Арктики: «Подобный центр есть в Геленджике, но он ориентирован на условия океана и тропиков».

Для осуществления Программы (и, соответственно, комплексной экспедиции) предусмотрено создать Координационный совет из представителей руководства РС(Я), РАН и СО РАН, ФАНО, других федеральных ведомств и министерств, а также крупнейших компаний и корпораций — совет, который, по словам академика А. Асеева, «…был бы и органом лоббистского характера». «Нам нужен новый уровень интеграции между научно-образовательными комплексами и выход на реальный сектор экономики, — объяснил глава Сибирского отделения — но ситуация усугублена тем, что мы (Академия наук ─ «НвС») фактически лишаемся руководства институтами. Здесь решения должны приниматься на самом высоком, возможно — президентском уровне». Эти слова могут относиться к инициативе создания совместного НОЦ «Ленские Столбы» ЯНЦ СО РАН и Северо-Восточного Федерального университета (СВФУ), с которой А. Асеев выступил на том же совещании в Доме правительства Якутии.

«Хотим мы или не хотим, — констатировал Александр Леонидович и обратную зависимость, — началась структуризация. Будет успешной работа комплексной экспедиции — она пойдет по одному пути, нет — по другому, прошу не испытывать иллюзий. Поручение Президента страны — это конкурентное преимущество, которое нужно использовать в полной мере».

А пресс-секретарь президиума РАН Сергей Абович Шаркшанэ днём раньше напомнил, что не бывает лоббизма без пиара: «Я не услышал во всех выступлениях, связанных с экспедицией, о её информационном обеспечении. Когда будет принята Программа, то её необходимо будет продвигать и пропагандировать».

То, что вы прочитали — один из первых шагов в этом направлении. Хотя на самом деле я ждал, что в Якутске вместе с членами Президиума РАН появится группа журналистов федеральных изданий.

Ничего, прилетят потом. Никуда не денутся.