Яндекс.Метрика

В.С. СелезневИтоги Всероссийской конференции, посвященной 100-летию со дня рождения академика Н.Н. Пузырёва, оценил один из её организаторов — директор Геофизической службы СО РАН доктор геолого-минералогических наук Виктор Сергеевич Селезнёв.

— Научный форум прошел весьма представительно, с международным участием. В различных формах он привлёк около 40 организаций, в том числе Норвежский университет науки и технологии, Государственный университет Северного Флуминесе (Бразилия), Институт геофизики НАН Украины, Центрально-Азиатский институт прикладных исследований земли (Киргизия). Из пяти секций наиболее активными были по сейсморазведке (30 докладов) и региональным геофизическим исследованиям. На последней из них большой интерес вызвала информация о работах, которые ведутся в Арктике под общим научным руководством ВСЕГЕИ — Всероссийского научно-исследовательского института им. А.П. Карпинского РАН (Санкт-Петербург). Цель этих исследований — стратегическая: «застолбить» за Россией участки шельфа Северного ледовитого океана. Для этого нужно доказательно определить границу между подводным продолжением континентальной земной коры и началом океанической. Согласно международному праву, Россия сможет беспрепятственно использовать свой континентальный шельф, а это очень перспективно с точки зрения разведки и добычи углеводородного сырья.

Второе направление, вызывающее большой интерес — работы по изучению глубинного строения Земли, которые ведутся по всему востоку России: в Якутии, Забайкалье, на Дальнем Востоке. Геофизической службой СО РАН выполнены работы на профилях общей длиной более  10 000 километров.  Вместе с коллегами из Сибирского НИИ геологии, геофизики и минерального сырья (СНИИГиМС) мы применяем большие вибраторы. В принципе, такие устройства есть в Японии и Китае, но пока только нам удаётся получать сейсмограммы на больших расстояниях, заменяя ими взрывы тротила до 6 тонн. К слову о технике:  я отметил несколько докладов разработчиков аппаратуры  — приятно осознавать, что мы сильны не только методиками, но и современного уровня «железом». В «региональной» секции работа шла до семи-восьми часов вечера. Коллеги давно не собирались в таком широком кругу, и дискуссии кипели допоздна.

Много докладов прозвучало по сейсмике. Это направление традиционно для Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН им. А.А. Трофимука и нашей службы. На совещание приехало много сейсмиков, знавших Н.Н. Пузырева, и поэтому вопросы сейсмологии, сейсморазведки, мониторинга освещались широко и разносторонне. Коллеги из ИНГГ развивают, в основном, теоретическое направление, уделяя много внимания новым способам обработки сигналов. Но были представлены и практические результаты —например, работы на нефть и газ с поверхности рек.

Следы Алтайского землетрясения 2003 г.Новым направлением стало детальное сейсмологическое изучение ограниченных территорий путём размещения там сети временных станций. Такой подход появился, прямо говоря, не от хорошей жизни. В Сибирском регионе, от Омска и Тюмени до Якутска и Читы, работает чуть больше 100 сейсмостанций, тогда как в Японии их свыше трех тысяч. Поэтому мы проводим наблюдения  20-30 временными станциями, устанавливая их в районах, где повышается сейсмическая активность. Так была детально изучена природа Чуйского (Бельтирского) землетрясения на Алтае в 2003 году. Особый интерес вызывает изучение техногенной сейсмичности в Кузбассе. Там постоянно происходят толчки небольшой мощности, но это индустриальный, густонаселенный регион, поэтому вопросы сейсмической безопасности, мониторинга и прогнозирования находятся в поле зрения прессы, общественности и властей. Так, губернатор Кемеровской области Аман Гумирович Тулеев подписал постановление, обязывающее владельцев крупных шахт и разрезов за свой счёт устанавливать сейсмостанции. Геофизическая служба СО РАН по договорам их монтирует, настраивает и ставит на обслуживание. И если ещё пять лет назад мы мечтали иметь в Кузбассе 15 станций вместо двух, то на сегодня их уже 13, и еще пять-десять в перспективе.

Близким (по государственной значимости) к изучению техногенной сейсмичности является инженерная сейсмология, то есть инструментальный контроль состояния зданий и сооружений, работы крупного оборудования . Это направление стало усиливаться после трагической аварии на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году. Некоторые доклады и сообщения продемонстрировали явный прогресс: сегодня у нас есть инструментарий для надёжного сейсмологического мониторинга мощных промышленных систем, достаточного для предотвращения аварийных ситуаций. Второе, что хотелось бы отметить — это стремление совмещать на одних и тех же объектах методы сейсмо- и электроразведки, что существенно повышает надёжность и достоверность. В целом, конференция, с моей точки зрения, выполнила свои задачи: 85 докладов показали, что научные направления, сформированные во времена работы академика Николая Никитича Пузырёва, успешно развиваются.

Подготовил: Андрей Соболевский

Фото: автора, Екатерины Пустоляковой