Яндекс.Метрика

​​​

В июне этого года было объявлено о старте строительства газопровода "Сила Сибири". Голубое топливо будет поставляться из России напрямую в Китай. Проект зависел от подписания контракта «Газпрома» с китайской компанией CNPC на поставки газа - этот документ готовился в течении 10 лет. Экономисты оценивают строительство трубопровода длиной 4000 километров в 60 миллиардов долларов.
Чем это обернется для страны? Спасением или, наоборот, затормозит развитие страны? Об этом нашему корреспонденту рассказал Алексей Конторович, академик, руководитель Института нефтегазовой геологии и геофизики имени А. А. Трофимука СО РАН.​

Новосибирцы имеют к проекту самое прямое отношение. По сути, работа в этом направлении была начата еще в 30-е годы — именно тогда ученые обратили внимание на то, что в Восточной Сибири есть большие перспективы открытия нефтяных и газовых месторождений. После войны, в первые годы, всё внимание Советской власти было сосредоточено на Волго-Уральской провинции. В Татарстане был​о открыто крупнейшее Ромашкинское месторождение. И в 1948 году Николай Байбаков, нарком нефтяной промышленности, по инициативе именно сибирских ученых, подписал приказ о возобновлении поисковых работ на нефтегазовых месторождениях в Западной Сибири. Но только в конце 70-х годов наступила по-настоящему очередь Западной Сибири: после того, как в 1979 году приняли Постановление ЦК о резком усилении работ в Сибири, начали создаваться условия для развития отрасли и, в том числе, будущего газопровода «Сила Сибири». И именно ученые Новосибирска вели работы в Восточной Сибири. Это, в первую очередь, ученые Института геологии и геофизики и Сибирского НИИ геологии, геофизики и минерального сырья (СНИИ ГИМС).

«Участвовал в этой работе и я, — рассказал Алексей Конторович, — В 70-е годы, когда началась большая разведка этих месторождений, я был назначен ответственным за разведку всех ведущих месторождений. Вся эта сырьевая база была подготовлена при активном участии новосибирских, ленинградских и московских ученых».

На вопрос, ограничит или, наоборот, вдохнет новый импульс проект «Сила Сибирь» в развитие российской экономики, ученый однозначного ответа не дал.

«Как будут работать те, кто будут реализовывать этот проект, и как надо его реализовывать — это не обязательно тождественно. Если это будет поставлено правильно — то нет. Советский Союз был державой с сырьевой экономикой, но мы и создавали другие продукты, и нефтегазовая отрасль не была единственной отраслью в экономике», — отметил Алексей Конторович.

По его мнению, в ближайшие десять лет случится пик добычи нефти в мире. «Но все возможности нужно направить на углубление переработки», —добавил он.