Яндекс.Метрика

На одном из круглых столов «Технопрома-2015» обсуждался доклад «Национальные приоритеты в технологический сфере», подготовленный экспертным советом коллегии Военно-промышленной комиссии РФ.

Модератор встречи, директор Института менеджмента инноваций Высшей школы экономики Дан Станиславович Медовников, рассказал, что доклад готовился методом «прогноза гениев», когда обобщаются достаточно свободные интервью с безусловными лидерами в областях государственного управления, высокотехнологичного бизнеса и науки: в число последних вошли председатель Сибирского отделения РАН академик Александр Леонидович Асеев и директор томского Института физики прочности и материаловедения СО РАН член-корреспондент РАН Сергей Григорьевич Псахье. «В России, как известно, большой «спрос на будущее». Мы хотим лучше к нему подготовиться, лучше видеть тренды. Время ускоряется: происходят технологические и геополитические сдвиги», — обозначил общую цель прогнозного документа Дан Медовников.

Обсуждаемый доклад разделен на крупные тематические блоки: Арктика, космос, транспорт, биомедицина, энергетика и энергомашиностроение, нефтегазовый комплекс. Особый раздел посвящен организационным вопросам: «Почти все эксперты, — отметил Д. Медовников, — начинали с того, что основные проблемы лежат не в научно-технологической зоне, а в сфере управления». Но «мозговой штурм» на круглом столе строился по иному принципу — изначально были выделены не те или иные отрасли, а цели, для достижения которых необходимо их развитие. Это «освоение пространства» (термин вице-премьера Дмитрия Олеговича Рогозина), обеспечение высокого качества жизни (с особым акцентом на здоровье и долголетие), комплексная безопасность и промышленный суверенитет России. С точки зрения соответствия этим «приоритетам приоритетов» рассматривались более конкретные задачи.

Смотреть в будущее можно по-разному. Член-корреспондент РАН С. Псахье напомнил слова стендалевского графа Каразина о том, что «Россия всегда отстает на 25 лет» и призвал не копировать сегодняшние, пусть даже самые современные, формы и начинания. «Проектируя, например, технопарки по действующим западным образцам, — считает учёный, — мы планируем своё отставание». С другой стороны, Запад сам готов перенять инновации, родившиеся в России. Сергей Псахье рассказал, что когда в Томске открылся инжиниринговый центр динамического моделирования (в частности, создающий отечественные аналоги пакетов типа Autocad), сразу раздался звонок из корпорации «Сименс»: «Если вы что-то сделаете, мы готовы продавать это за рубежом». Санкции санкциями, а бизнес бизнесом.

Мысль о естественной востребованности настоящего хайтека развил глава Российской венчурной компании (РВК) Игорь Рубенович Агамирзян. Он напомнил: «В 2000 году объем мирового рынка программного обеспечения превысил продажи вооружений и с тех пор увеличился в 15 раз. Мы гордимся большой долей меньшего рынка и имеем мизерную долю на гигантском». Эксперт считает, что выбор технологических приоритетов — это, прежде всего, поиск перспективных рыночных ниш: «Конкретная технология национальным приоритетом быть не может, это — инструмент. Приоритет — понятие более высокого порядка».

Заместитель председателя правления Внешэкономбанка Андрей Николаевич Клепач требовал «…более подробно и жёстко обсудить критерии определения приоритетов. Например, безопасность. Нравится такое кому-то или нет, но это реальность. Согласно такому критерию, освоение Арктики очень перспективно, хотя с позиций эффективной экономики — крайне затруднительно». Один из участников обсуждения напомнил о безопасности систем принятия решений и привёл пример. Не за горами серийный выпуск искусственных органов: высокопоставленный государственный деятель России, которому имплантируют, например, синтетическую печень в Германии, попадёт в зависимость (в том числе и психологическую) от жизненно необходимого «техобслуживания». Заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН академик Наталья Ивановна Иванова говорила о критерии экологической безопасности, применимом и к продвижению в Арктику, и к качеству жизни, и к новым производствам. «Половина международных стандартов, находящихся на обсуждении в международной Организации экономического сотрудничества и развития, посвящена охране окружающей среды, — отметила она. Наталья Иванова также говорила о «конкуренции политик», примером которой назвала китайскую программу промышленного развития «Made in China», фактически копирующую «Industrie 4.0» из Германии. «Вообще, невозможно что-либо обсуждать, не обращаясь к опыту Китая», — сказала она, но тему импорта моделей экономического проектирования участники дискуссии не поддержали.

Заместитель генерального директора ОАО «Оборонпром» Владимир Иванович Довгий  отметил важность определения потребителя приоритета, которого не следует путать с выгодоприобретателем. «Необходимо отказаться от подхода: «Объявите приоритетом и откройте бюджетное финансирование», — потребовал он. Замдиректора Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН доктор технических наук Владимир Матвеевич Грузнов ​(известный разработками высокочувствительных анализаторов для борьбы с терроризмом и наркопреступностью) заострил вопрос о личностных мотивациях. «Обращаю самое серьезное внимание на защиту интеллектуальной собственности, — сказал он. — У нас в стране нет соответствующей традиции, когда учёный или изобретатель может достичь результата, а затем жить за счет этого».

«Документ по национальным приоритетам должен быть построен с позиций ответа на вопрос «Что делать?», — настаивал Владимир Довгий. Планшеты в конференц-зале через полтора часа дебатов пестрели наклейками с теми или иными идеями… Но несмотря на то, что практически все эксперты доклада о национальных приоритетах ставили на первое место проблемы управления, на круглом столе для них… не хватило времени. Но времени ли? «Это вопрос деликатный, политический», — намекнул Дан Медовников. И предложил обсуждение управленческой тематики «…перенести на следующее совещание, возможно, даже не на следующем «Технопроме», а в промежутке между ними». То есть не через год, а несколько раньше. Да, да, «время ускоряется».

Как сказал в другой ситуации Александр Хейг, «У нас есть вещи поважнее, чем мир».

Политкорректный спрос на будущее