Яндекс.Метрика

22 августа 2021 года профессору, доктору геолого-минералогических наук, главному научному сотруднику лаборатории естественных геофизических полей ИНГГ СО РАН Альберту Дмитриевичу Дучкову исполняется 85 лет.

Накануне знаменательной даты Альберт Дмитриевич дал интервью, в котором рассказал о своем пути в науке, ключевых исследованиях и результатах.

​О собеседнике

Альберт Дмитриевич Дучков является широко известным специалистом в области геотермии, инструментальных методов изучения современной геодинамики, мониторинга геофизических полей, петрофизики пород, содержащих газовые гидраты.

В 1988-2006 гг. А.Д. Дучков руководил лабораторией естественных геофизических полей, в 1996-2006 гг. был заместителем директора Института геофизики СО РАН.

В библиографии Альберта Дмитриевича Дучкова – более 400 научных публикаций (в том числе, в соавторстве), 9 монографий, 5 авторских свидетельств и свидетельств о регистрации баз данных. Под его руководством успешно защищены пять кандидатских диссертаций.

За время научной деятельности он был руководителем и исполнителем восьми международных проектов (Биосферная программа США, INTAS, INCO-COPERNIKUS, ENRICH), 13 проектов РФФИ, трех проектов ФП «Глобальные изменения природной среды и климата» и ФЦНТИ «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники», 15 Интеграционных проектов РАН, ОНЗ РАН и СО РАН, проектов программы «Сибирь» по разным направлениям научной деятельности.

Длительное время А.Д. Дучков является членом двух научных советов РАН (по геотермии и геокрилогии) и International Geothermal Association, редколлегий двух научных журналов («Геология и геофизика» и «Криосфера Земли»), диссертационного и ученых советов Института.

 

 

​Карл Тениссен (Бельгия) и д.г.-м.н. А.Д. Дучков во время исследований на Телецком озере, 1995 г.

 

– Альберт Дмитриевич, Вы почти шесть десятилетий занимаетесь науками о Земле. Каким был Ваш путь в профессию?

– Я родился и вырос в Ленинграде, где с золотой медалью окончил среднюю школу и с отличием – геофизический факультет Ленинградского горного института. После получения диплома в 1961-м году меня направили в Березовскую экспедицию первого Главного геологического управления Министерства геологии СССР в Новосибирске. В этой экспедиции я проработал 4 полевых сезона в сибирской тайге и в казахстанских степях. Но тяга к научно-исследовательской работе взяла свое и в 1964 году я прошел по конкурсу на должность младшего научного сотрудника в Институт геологии и геофизики СО АН СССР. С тех пор я стал активным участником Сибирской геофизической школы, у истоков которой стоял член-корреспондент АН СССР Эпаминонд Эпаминондович Фотиади. Её традиции стараюсь претворять в жизнь и в настоящее время.

 


 Альберт Дмитриевич Дучков и Эпаминонд Эпаминондович Фотиади в конференц-зале ИГиГ СО АН СССР

 

– Основное направление Вашей научной деятельности составляют геотермические исследования Сибири и других регионов…

– Вместе с коллегами мы провели множество экспериментальных исследований геотермических параметров (температуры и тепловых свойств пород, теплового потока) по различным районам Сибири – это Западно-Сибирская плита, Алтае-Саянский регион и Байкальская рифтовая зона. Нам удалось совершенствовать технику температурных измерений и косвенных методов оценки теплового потока, используя данные о мантийных ксенолитах, изотопах гелия и сейсмической информации о газогидратах.

– Под Вашим руководством разработано и изготовлено несколько модификаций зондов для измерения теплового потока в донных осадках и цифровой аппаратуры для мониторинга температуры…

– Это позволило получить обширный и интересный материал по тепловому потоку озер Байкал и Телецкое, акватории Черного моря и ряда районов Тихого океана, а также организовать станции температурного мониторинга в ряде пунктов Байкальского и Алтае-Саянского регионов. Мне довелось участвовать в пяти морских экспедициях, это незабываемые впечатления.

 


Научно-исследовательское судно «Евпатория» в Черном море. А.Д. Дучков вместе с коллегами П.М. Бондаренко, С.А. Казанцевым, В.В. Велинским

 

В результате впервые удалось осуществить годовые измерения вариаций температуры дна озера Байкал (на глубине 1300 м) и Телецкого озера (300 м). Большое внимание я уделял проблемам геотермии пород криолитозоны Сибири. По результатам исследований температурного поля дана оценка возможных изменений параметров криолитозоны под влиянием глобального потепления климата для наиболее распространенных сценариев.

– С середины 1980-х годов Вы координировали комплексные геотермические исследования в Сибири. Почему эти работы были так важны?

– Вместе с коллегами из разных институтов мы собрали и обобщили огромный массив геотермических данных. В итоге были подготовлены специальные каталоги и электронные атласы – наборы карт теплового потока и температуры на глубинах до 5 км: «Геотермический атлас Сибири – 1995-2000 гг.» и «Геотермический атласа Сибири и Дальнего Востока – 2009-2012 гг.», представляющих крупное обобщение данных по геотермии сибирского региона.

Можно констатировать, что полученные нами геотермические результаты позволили установить основные закономерности формирования распределений теплового потока, температуры и мощности термической литосферы в недрах Сибирского региона. Кстати, именно по геотермическим материалам я защитил две диссертации – кандидатскую по техническим наукам (в 1972 г.) и докторскую по геолого-минералогическим наукам (в 1992 г.).

– Еще одно крупное направление Вашей деятельности – изучение пространственно-временных вариаций геофизических полей в сейсмоактивных областях Сибири инструментальными методами…

– Это направление сложилось, когда в Институте была организована лаборатория естественных геофизических полей. Я руководил этой лабораторией с момента её создания в 1988 году по 2006 год. Изучение вариаций геофизических полей включало регулярные измерения гравитационного, магнитного и температурного полей, наклонов и деформаций земной поверхности на ряде полигонов и земно-приливных станциях Сибири (в Байкальской рифтовой зоне, Алтае-Саянской области и Приморье). Мы исследовали региональные особенности приливного процесса, познавали природу неприливных вариаций и разрабатывали методы прогнозирования сейсмического процесса в сейсмоактивных районах Сибири.

 


Альберт Дмитриевич Дучков и часть коллектива его лаборатории: А.А. Бишаев, В.Г. Колмогоров, Л.С. Соколова, С.А. Казанцев, С.И. Кесельман, П.Г. Дядьков, Т.Л. Захарова, П.П. Колмогорова, Ю.К. Сарычева

 

В 1999-2000 гг. по моей инициативе Институт закупил аппаратуру для GPS-наблюдений в Алтае-Саянской области. В настоящее время сеть ИНГГ СО РАН, состоящая из 30 GPS-станций, поставляет надежные результаты по оценке скоростей межблоковых движений.

– Много лет Вы занимаетесь гидратной тематикой и достигли немалых результатов. Какие из них Вы могли бы выделить особо?

– С 1997 по 2014 годы я был ответственным исполнителем от группы исследователей геолого-геофизического направления в серии Интеграционных проектов СО РАН по изучению газовых гидратов в экосистеме Земли.

Наша группа занималась изучением условий образования газовых гидратов, зон их возможного формирования, взаимосвязи температурного поля с зонами стабильности газовых гидратов в северных районах Сибири… Мы участвовали в исследованиях, которые привели к открытию скоплений гидратов метана в донных осадках Байкала.

– С 2005 года под Вашим руководством в ИНГГ СО РАН получило развитие новое научное направление…

– Речь идет об экспериментальном изучении физических свойств гидратосодержащих пород. Эта работа позволяет нам получать информацию, необходимую для развития геофизических методов поисков скоплений газовых гидратов в донных осадках водоемов и в охлажденных криолитозоной породах северных районах Сибири.

На начальном этапе были выполнены исследования по моделированию и измерению теплопроводности гидратосодержащих образцов на специальной установке. Полученные результаты позволили обосновать геотермический метод поисков скоплений газовых гидратов по измерению их теплопроводности in-situ. В дальнейшем была изготовлена новая установка и выполнено изучения влияния гидратонасыщения на электропроводность пород.

В 2014 году мой проект, направленный на экспериментальное изучение акустических свойств гидратосодержащих и мёрзлых осадочных пород, получил поддержку в первом конкурсе РНФ. В последующие два года в рамках этого проекта была создана необходимая экспериментальная установка и проведены разнообразные эксперименты. Впоследствии эти исследования были продолжены в других геофизических лабораториях нашего института. Я же в последние годы изучал размещение зон стабильности гидратов метана и диоксида в осадках Вилюйской синеклизы.

Хочу особо подчеркнуть, что в жизни и в научной работе меня постоянно поддерживает семья – особенно жена Людмила Степановна Соколова и сын Антон Дучков, которые также работают в ИНГГ СО РАН.

– За многолетнюю научную деятельность Вы получили целый ряд профессиональных и государственных наград. Какие из них Вы могли бы выделить?

– У меня есть почетные грамоты Президиумов АН СССР, СО АН СССР, РАН и СО РАН. Конечно, хотелось бы особо отметить орден Дружбы, полученный в 2005 году, и Почетную грамоту Президента РФ, которую мне вручили в 2017 году.

Кроме того, в детстве я вместе с родными пережил блокаду Ленинграда и имею соответствующий знак «Житель блокадного Ленинграда». Память о тех временах бережно хранится в нашей семье.

 

Беседовал Павел Красин

Фото из архива ИНГГ СО РАН и ИГМ СО РАН