​НОВОСИБИРСК, 19 ноября. /ТАСС/. Исследователи Новосибирского государственного университета (НГУ) и Института нефтегазовой геологии и геофизики (ИНГГ) СО РАН создали самую полную на данный момент летопись, которая может стать эталоном для дальнейшего изучения эволюционных процессов в период от миллиарда до 521 млн лет назад. Об этом сообщил сегодня ТАСС старший преподаватель геолого-геофизического факультета НГУ, старший научный сотрудник Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН Константин Наговицин.

"Различные этапы геологической истории Земли реконструируются учеными на основании данных из разных мест планеты. Мы исследовали обнажения в поймах рек северо-запада Оленекского плато, а также глубинные скважины Лено-Анабарской равнины /Якутия/. Именно здесь имеется одна из наиболее полных в мире последовательностей осадочных слоев различных геологических эпох, начиная с периода более миллиарда лет назад", - рассказал Наговицын.

По его словам, эти осадочные слои насыщены палеонтологическими находками разнообразных существ, обитавших на Земле в промежутке от одного млрд до 500 млн лет назад. Среди них самые древние в мире окаменелости мелких животных - одних из первых представителей скелетных форм жизни на планете и останки гигантских для того времени организмов - водорослей длиной до трех метров и раковины древних моллюсков, достигающие 30 сантиметров в длину.

Ученым удалось установить точную последовательность осадочных слоев, в которых были обнаружены различные окаменелости. Она в дальнейшем станет основой для описания глобальных процессов эволюции живых организмов в период до так называемого кембрийского взрыва (резкого увеличения разнообразия видов на Земле около 540 млн лет назад).

Результаты исследований изложены в статье, опубликованной в престижном международном журнале Precambrian Research. Работа выполнена К. Н. Наговициным (ИНГГ СО РАН, НГУ), В. И. Роговым (ИНГГ СО РАН), В. В. Марусиным (ИНГГ СО РАН), Г. А. Карловой (ИНГГ СО РАН), А. В. Колесниковым (ИНГГ СО РАН, Университет Лиля, Франция), Н. В. Быковой (ИНГГ СО РАН, Политехнический университет Виргинии, США), Д. В. Гражданкиным (ИНГГ СО РАН, НГУ).

Исследование, отметил Наговицын, имеет и прикладной аспект - проведенная учеными работа позволит нефтяникам точнее оценить потенциал нефтегазоносности Лено-Анабарского бассейна.