Яндекс.Метрика

​​​Бронзовые именные барельефы на Институте математики им. В. С. Соболева Сибирского отделения РАН пополнились еще одним, посвященным академику Михаилу Михайловичу Лаврентьеву, который возглавлял ИМ СО РАН на протяжении шестнадцати лет, причем, на эти годы — с 1986 по 2002 — попал один из наиболее тяжелых периодов для всей российской науки.  Памятная доска была установлена при поддержке руководства Советского района Новосибирска.

Член-корреспондент РАН, заведующий лабораторией ИМ СО РАН, руководитель научной школы М.М.Лаврентьева Владимир Гаврилович Романов:

«Михаил Михайлович очень рано начал заниматься математикой, первые его опыты появились еще в студенческие годы. В 1957-м он защитил кандидатскую диссертацию и переехал сюда. Надо отметить, что уже в вышеозначенной работе были заложены основы новой теории некорректно поставленных задач, которая потом начала интенсивно развиваться.

Поселившись в Академгородке, Михаил Михайлович продолжил вышеозначенную тему и быстро завершил посвященный ей большой труд. После получения докторской степени (в 29 лет!) он активно занимался продолжением исследований в этом направлении, а также прикладными работами в сфере оборонно-промышленного комплекса страны . Насколько я знаю, это было связано с созданием новой серии подводных лодок.

Рассвет его научной деятельности пришелся на работу в Вычислительном центре СО АН СССР, там он создал большой научный коллектив, начавший развивать не только те наметки, которые касались некорректных задач, но и теорию задач обратных, имеющую многочисленные приложения в самых разных сферах. В первую очередь, это геофизика, там много разных проблем, которые приводят к тому, что нужно решать подобные вещи. Как это делать и было показано Михаилом Михайловичем».​

Председатель СО РАН академик Александр Леонидович Асеев:

«Я должен сказать, что на фоне своего отца, основателя Академгородка Михаила Алексеевича Лаврентьева, Михаил Михайлович безусловно являлся яркой личностью, выдающимся ученым в области математической физики. Его результаты являются классическими, и это дало возможность воспитать блестящую плеяду учеников. Вся деятельность Михаила Михайловича показывает неординарность, стремление сочетать несочетаемое, и именно в этом состояли его научные заслуги».


«Конечно, свою основную жизнь Михаил Михайлович Лаврентьев связал с двумя научными институтами, но практически с самого начала деятельности в Академгородке он стал преподавать в НГУ и прошел там все ступени — от профессора до заведующего кафедрой и декана механико-математического факультета».

Декан механико-математического факультета НГУ Михаил Валентинович Фокин:

«Самое главное — исключительная доброта и желание помочь людям. На портретной доске нашего факультета есть изображения всех деканов и написано, какими они были. Про Михаила Михайловича указано: «Самый корректный». Это не значит, что другие таковыми не были, но он действительно был готов помочь любому студенту, до максимума терпел, чтобы не случилось чьего-либо отчисления, если имелись какие-то понятные причины для недостаточной успеваемости. Тогда существовала такая традиция: соревнование «Догони декана». На пятикилометровой лыжне Михаил Михайлович стартовал, а затем, через пять минут, выдвигались все остальные желающие. Кому удавалось достигнуть и опередить Лаврентьева, тот получал зачет “автоматом”».​

​Директор Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН академик Михаил Иванович Эпов:

«Так сложилось, что лекции Михаила Михайловича я впервые услышал, учась в девятом классе физико-математической школы. Тогда я очень мало что понял.

Потом получалось, что в нашем направлении науки было довольно много людей, которые любили «рисовать», с точи зрения геологов, избыточное количество формул. Когда таких теоретиков-геофизиков «обижали», их всегда отстаивал Михаил Михайлович, поэтому его вклад не ограничивается только теорией обратных и некорректных задач — он защищал тех, кого впоследствии их математика привела к практическим геологическим результатам».

Директор Института систем информатики им. А. П. Ершова СО РАН доктор физико-математических наук Александр Гурьевич Марчук:

«Под руководством Михаила Михайловича я защитил кандидатскую диссертацию. Надо отдать ему должное, он работал с аспирантами потрясающе. В те годы у него их было очень много. В зависимости от силы того или иного человека — либо одобрял продвижение, либо давал точные формулировки. Рассказывают такую историю: один из не очень самостоятельных молодых людей записывал результаты общения с Михаилом Михайловичем в толстую тетрадку, а потом она куда-то пропала. Юноша носился по зданию и кричал: “Где моя диссертация?!!”»

Директор Института гидродинамики им. М. А. Лаврентьева СО РАН доктор физико-математических наук Анатолий Александрович Васильев:

«В 1979-м году была открыта планета, названная Лаврентиной. Причем, именование она получила не только в честь Михаила Алексеевича Лаврентьева, но и Михаила Михайловича. Это еще один дополнительный аргумент, что последний — человек заслуженно признанный, и это стало понятно уже много лет назад».

Ведущий научный сотрудник ИМ СО РАН доктор физико-математических наук Михаил Михайлович Лаврентьев:

«Я хотел бы сказать одно слово, характеризующее отца: щедрость. Я беседовал со многими не-выпускниками мехмата, которых он отчислил как декан, и все они сохранили к нему самые теплые чувства. Второй случай: у нас в доме месяца три обитал один человек из Рериховского общества, которому негде было жить.

Мы очень благодарны автору барельефа Анатолию Ивановичу Назарову и его помощнице Кристине, а также руководству института. Директор ИМ СО РАН Сергей Савостьянович Гончаров делился: воплотить задуманное было непросто, но очень хорошо, что все сложилось».