Яндекс.Метрика

Ледяное дыхание Арктики, которое новосибирцы ощущают уже на протяжении месяца, скрывает за собой не только ресурсы или огромные неосвоенные территории, но и вызов, направленный ученым, инженерам, экономистам, дипломатам. «Работа в этом регионе требует всей жизни. Люди не приходят туда на один сезон», — подчеркнул модератор круглого стола «Технологии для Арктики. Приоритеты. Модели. Решения», прошедшего в ходе форума «Технопром», научный руководитель Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А.Трофимука СО РАН академик Алексей Эмильевич Конторович.

Арктика ресурсная

Раскрывая уже известный тезис, что обсуждаемая территория является богатейшей по многим полезным ископаемым, специалист привел в пример Бованенковское месторождение, запасы нефти и газа в Баренцевом и Карском морях. В последнем работу начали лишь недавно, однако, уже открыли два гигантских по объемам объекта. «Большая программа составлена сейчас по освоению моря Лаптевых», — сказал Алексей Конторович. По его словам, очевидно, что шельфы Северного Ледовитого океана — самые «содержательные» в мире, к тому же, и протяженность их российской части очень большая. «По совокупности это еще одна Западная Сибирь», — отметил академик, имея в виду не географическое место, а нефтегазоносную провинцию.

<a class=Алексей Конторович" src="http://www.copah.info/system/files/upload/2014-06-07/DSC_1387_1.JPG" style="margin:5px;width:870px;" />

Директор Института геологии и минералогии им. В.С.Соболева академик Николай Петрович Похиленко продолжил тему полезных ископаемых, рассказав о Томторском месторождении, где сосредоточено множество редкоземельных элементов, которые, по словам ученого, необходимы для того, чтобы программа перевода нашей промышленности на шестой технологический уклад совершилась.

Арктика фундаментальная

Сейчас актуальна еще и проблема разделения арктического шельфа и акватории на «подведомственные» разным странам кусочки.  Доля, принадлежащая тому или иному государству, по словам Алексея Конторовича, может быть расширена за 200-мильную отметку в том случае, если будет геологическое подтверждение: здесь должны поработать ученые, устанавливая, является ли кора шельфа одним целым с материковой.  В ИНГГ СО РАН такие работы проводятся уже несколько лет,  руководят ими академик Николай Леонтьевич Добрецов и член-корреспондент РАН Валерий Арнольдович Верниковский.

«Современная структура Северного Ледовитого океана определяется в основном крупными бассейнами и широкими шельфами, плюс континентальные склоны, которые занимают более половины территории всего водного объекта. Мы, геологи, должны показать, как проходило формирование этих структур, какова была последовательность, и какие блоки слагают фундамент», — прокомментировал Валерий Верниковский.
<a class=Валерий Верниковский" src="http://www.copah.info/system/files/upload/2014-06-07/DSC_1373_1.JPG" style="margin:5px;width:870px;" />
Специалисты ведут исследования труднодоступных арктических островов. В 2012-м году российская экспедиция, организованная Федеральным агентством по недропользованию («Роснедра»), с помощью бурения взяла керн с хребта Менделеева. Два института СО РАН — ИНГГ и ИГМ — проанализировали полученные  образцы. «Мы получили достаточно древние датировки, причем, использовались несколько проб и современные приборы. Это убедительно доказывает, что там представлены породы континентальной коры», —подчеркнул Валерий Верниковский. По его словам, за последние годы ИНГГ СО РАН провел экспедиции практически на все арктические архипелаги, хотя это и было чрезвычайно сложно.  Кроме того, институт активно участвует в формировании международной тектонической карты Арктики.

Арктика технологическая

Одной из основных проблем, которые стоят перед исследователями и теми, кто потом будет разрабатывать месторождения,  является следующая: технологий для освоения этих территорий и, в первую очередь, акваторий просто не существует в достаточной мере. Разумеется, ряд разработок есть, но, создавая новые, нужно учитывать сложность условий: тундра легко ранима, к тому же, необходимо брать во внимание и многолетние мерзлые породы. «В позапрошлом году корпорация «Газпром» ввела «в строй» уникальное месторождение — Бованенковское.  Освоено оно блестяще. Это потрясающая стройка, выполненная в непростой обстановке, причем, деятельность в данном направлении продолжается до сих пор», — сказал Алексей Конторович, а затем перечислил ряд задач, которые до сих пор полностью не решены. Например, к ним относится бурение в условиях ледовой обстановки. Кроме того, надо создавать такие технологии, в ходе воплощения которых будут соблюдаться высочайшие экологические требования: и флора, и фауна арктических морей — система весьма «нежная».  Не стоит забывать и о коренных народах, обитающих на северных землях.  

Директор Института химии нефти СО РАН (г. Томск) Любовь Константиновна Алтунина напомнила собравшимся о том, что на Россию приходится 25% всех мировых углеводородных запасов в Арктическом шельфе. В основном же ее выступление было посвящено конкретной, уже существующей, промышленно изготавливающейся и активно использующейся «троицы» композиций ГАЛКА, МЕТКА и НИНКА. Именно они помогают вытеснять «черное золото» из пласта, повышая уровень добычи.  В поверхностных условиях все они жидкие и только непосредственно «внутри» Земли образуют гели без сшивающихся агентов. Кроме того, Любовь Алтунина упомянула и криогели: поистине чудо-материал, который можно применять для рекультивации земель, строительства, выращивания растений на многолетних мерзлых породах. Не так давно эта технология была испробована в северных условиях — на полуострове Ямал.

Еще одну разработку предложил заместитель директора по научной работе Института мониторинга климатических и экологических систем СО РАН (г. Томск) Владимир Александрович Корольков. Он рассказал о портативной метеорологической станции — небольшом приборе, который заменяет стандартный автоматический аналог. Такая аппаратура разрабатывается в ИМКЭС СО РАН с начала 2000-х годов, а с помощью одного из малых предприятий — производится и активно используется как в оборонных, так и «мирных» целях (например, в аэропорту Томска станция работает уже четыре года). «Наш прибор мог бы послужить технической основой для климатического мониторинга в Арктике, ведь практически любые виды действия на этой территории требуют метеорологической информации», — отметил ученый, сообщив, что стоимость аппарата — 200-250 тысяч рублей.

Арктика человеческая

Директор Новосибирского НИИ гигиены кандидат медицинских наук Виктор Владиславович Турбинский заострил внимание на неудобствах, которые испытывают люди, живущие и работающие в суровых условиях севера. Коренные обитатели страдают от загрязнения и отчуждения территорий, где они привыкли вести традиционное для них хозяйство, истощения биоресурсов, а также биохимического стресса, вызванного сменой рациона питания.  «Пришлые» — то есть, те, кто приезжает трудиться по контрактам — с трудом выносят суровый климат, смену длительной полярной ночи долгим днем, а также совсем не рады несбалансированности пищи и проблемам с нормальной водой. Кроме того, играют свою роль и вредные производственные факторы, ведь существующие сейчас технологии в освоении сырья очень часто связаны с неблагоприятным влиянием. Все это в совокупности, разумеется, усугубляет риск для здоровья.

По словам Виктора Турбинского, необходимо уделять много внимания средствам защиты и охране труда в целом, проводить профилактику гиповитаминозов, обеспечивать комфортную терморегуляцию (с помощью теплых жилищ и спецодежды, созданной специально для суровых условий) и безопасность питьевой воды. Иными словами, качество жизни людей должно быть улучшено за счет более внимательного отношения к тому, что иногда называется «человеческим ресурсом».  Кроме того, нужно обратить внимание и на ранние методы диагностики, плюс внедрять её дистанционные способы. Что касается коренных жителей, то, как сказал Виктор Турбинский, меры должны быть следующими: ограничение хозяйственной деятельности на промысловой территории, организация зон санитарной охраны, источников воды, производства и снабжения населения традиционными источниками питания.  Одним словом, следует сохранять привычную жизнь тем народам, на чьи земли приходит «цивилизация» в лице нефте- и газодобывающих компаний.

<a class=Николай Похиленко" src="http://www.copah.info/system/files/upload/2014-06-07/DSC_1393_1.JPG" style="margin:5px;width:870px;" />

Арктика организационная

«Среди всех НИИ России был объявлении конкурс, на который поступило 419 проектов, удалось поддержать только 100, — сообщил координатор программы Президиума РАН «Поисковые фундаментальные научные исследования в интересах развития Арктической зоны» академик Александр Иванович Ханчук. — Условие финансирования:  наличие научного задела, и деньги выделяются с той целью, чтобы его можно было бы довести до выхода на министерства и ведомства, компании и корпорации, с целью дальнейшего взаимодействия».

Ученый отметил, что в институтах имеется много полезных разработок, причем, это касается и функциональных материалов, и оборудования, и новых технологий — очевидно:  многие могут и должны быть востребованы. Тем не менее, Александр Ханчук констатировал и наличие разобщенности:  « Настоящей координации научных исследований в Арктике у нас не существует. С одной стороны, есть ФАНО, с другой — РАН, с третьей — вузы, с четвертой — ведомственные организации. И одна из наших главных задач — попробовать все это объединить».

Екатерина Пустолякова

Фото: Юлия Позднякова

http://www.copah.info/articles/simply/nekrainii-sever

Некрайний север