Яндекс.Метрика

​Рассказываем, что такое научная фотография на примере снимков сибирских ученых и объектов их исследований. Наверное, ученые были одними из первых, кто оценил изобретение фотографии. Фотоаппараты XIX века — громоздкие, неторопливые — сразу стали важным инструментом познания окружающего мира (и увлекательнейшей игрушкой) астрономов, медиков, ботаников, физиков, химиков, изобретателей.

Первые научные фотографии зафиксировали применение наркоза, действие соединения антибиотика на бактерии сибирской язвы в чашке Петри, фазы движения бегущей лошади и человека, пятна на Солнце.

Сегодня любые снимки, так или иначе связанные с наукой, называют научной фотографией. На одном ее полюсе — узкоспециальные области, в представлении большинства имеющие мало общего с фотографией, например рентгенография или фоторегистрация ионизирующих частиц. На другом — репортажи из лабораторий и экспедиций, не представляющие ценности для какого-либо исследования, но при этом любопытные многим людям, далеким от науки. Где-то посередине находятся кадры экспериментов, микроскопических образцов, археологических раскопок, извержений вулканов — нужные науке и интересные простым смертным.

Научное фото в широком смысле слова стало универсальным языком, на котором ученые могут общаться с людьми любого возраста и образования. Оно показывает важность научной работы, вдохновляет, интригует, побуждает открыть Гугл и узнать что-то новое. В конце концов, оно просто красивое, даже если не всегда понятное. Взять, к примеру, фотографии, связанные с исследованиями сибирских ученых.

​Недавно микрофото, сделанное в Институте катализа им. Г.К. Борескова СО РАН, получило специальный приз конкурса «Снимай науку! — 2019» за особый вклад в популяризацию химии. Каталитическую коррозию платиноидной сетки (катализатора) после промышленного окисления аммиака воздухом при температуре 1133 °К в течение 3 000 часов сфотографировал научный сотрудник ИК СО РАН кандидат химических наук Алексей Николаевич Саланов. Компьютерную обработку сделала сотрудница института, дизайнер Евгения Викторовна Бобаткова, которая долго и тщательно раскрашивала детали черно-белого изображения в графическом редакторе.

«Снимку около 20 лет, и вот теперь он принес победу в творческом проекте. Мне кажется, это символично: многие разработки так же годами ждут своего звездного часа, как это фото», — рассказала Евгения Бобаткова.

 

 

   Фото Татьяны Шнайдер

 

Изображение мини-мозгов, или церебральных органоидов, — это микроскопическая фотография, которую до недавнего времени можно было отнести к области научной фантастики. Младший научный сотрудник ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН» Татьяна Александровна Шнайдер выращивает мини-мозги в лаборатории, чтобы изучать умственную отсталость.  

 

 

   Фото Галины Азаркиной

 

Старший научный сотрудник Института систематики и экологии животных СО РАН кандидат биологических наук Галина Николаевна Азаркина увлекается фотографией с детства, а несколько лет назад освоила макросъемку. Это неудивительно: по профессии она — арахнолог-систематик, описывает новые виды и роды пауков, разглядеть которых детально можно лишь с помощью многократного увеличения изображения. На фото: главный объект исследований биолога — паук-скакунчик

 

 

   Фото Галины Азаркиной

 

Фото жирнохвостой песчанки, планирующей съесть таракана и похожей на настоящего хищника, Галина Азаркина сделала для лаборатории поведенческой экологии сообществ ИСиЭЖ СО РАН. Это одна из серии фотографий, на которых ученые старались запечатлеть стадии охотничьего поведения грызунов.

 

 

   Фото Европейского космического агентства

 

На снимке окрестностей города Тулуна, сделанного многоспектральной камерой, установленной на космическом аппарате Sentinel-2A, видны последствия катастрофического наводнения в Иркутской области. Фото Европейского космического агентства предоставлено Институтом вычислительных технологий СО РАН. Алгоритмы анализа изображений, которые разрабатывают в лаборатории аэрокосмического мониторинга и обработки данных ИВТ СО РАН, применяются для того, чтобы отслеживать изменения границ водных объектов и оценивать последствия наводнений. Красные оттенки на фото указывают на состояние растительности, отсутствие красного цвета — на затопленные территории.

 

06_<a class=ИОА СО РАН.jpg" style="margin:5px;width:1200px;" /> 

 

С помощью фотографии сибирским ученым удалось увидеть явление, которое до того практически не было описано в научной литературе, — зеркальное отражение в ночном небе освещенных улиц. Оказалось, эффект основан на том же атмосферном явлении, которое вызывает световые столбы над фонарями в морозные вечера. Изображения были получены в Институте оптики атмосферы им. В. Е. Зуева СО РАН с помощью собственной разработки — панорамно-оптической станции. На станции стоит цифровая камера со сверхширокоугольным объективом «фишай» («рыбий глаз»), угол зрения которого 180x180°.

 

 

   Фото Сергея Макогонова

 

На еще одном фото, выигравшем в этом году «Снимай науку!», — известный вулканолог заведующий лабораторией сейсмической томографии Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН член-корреспондент РАН Иван Юрьевич Кулаков около фумаролы вулкана Мутновский.

Кадр сделал старший научный сотрудник Вычислительного центра Дальневосточного отделения РАН Сергей Владимирович Макогонов. Центр много лет собирает, хранит и обрабатывает данные наблюдений за вулканами, прогнозирует шлейфы от извержений для авиапредупреждений для Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН на Камчатке. «Забавно, что батарейка моей камеры села, и чтобы сделать это фото, пришлось попросить такую же у японского вулканолога», — рассказал Сергей Макогонов.

 

 

   Фото Юлии Поздняковой

 

Очень жаль, что ученые не так часто попадают в кадр, как объекты их исследований, ведь наукой занимаются живые люди, яркие личности. Кроме того, они часто работают в уникальных условиях: например, в ИОА СО РАН есть самолет-лаборатория, сотрудники которой вместе с коллегами из других институтов уже более 20 лет следят за воздухом в Западной Сибири

 

 

 

Места археологических раскопок, зафиксированные на фотографиях, порой изменяются до неузнаваемости: например, на территории села Кривощёково — первого русского поселения в окрестностях Новосибирска — будет построен мост через реку. На фото: младший научный сотрудник отдела спасательной археологии ИАЭТ СО РАН аттестованный эксперт Министерства культуры РФ Сергей Владимирович Колонцов сидит у фундамента разрушенного кривощекинского храма.  

 

 

   Фото Александры Федосеевой

 

 

   Фото Юлии Поздняковой

 

Фотоснимки оборудования и лабораторий, где проходят исследования, часто позволяют заглянуть туда, куда без специального пропуска не попасть. Например, на ГОЛ-3 (гофрированную открытую ловушку для удержания субтермоядерной плазмы во внешнем магнитном поле) Института ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН или в чистые помещения Института физики полупроводников им. А. В. Ржанова СО РАН.

Перечислить все объекты и темы научной фотографии невозможно. Главное, что с каждым годом появляется всё больше качественных, интересных снимков, благодаря которым мы ближе знакомимся с наукой. 

Александра Федосеева


Наука в фотографиях
Наука в фотографиях
Наука в фотографиях