Яндекс.Метрика

​В рамках форума «ИНТЕРЭКСПО-ГЕО-Сибирь-2016» в ИНГГ прошла пресс-конференция. Основным спикером выступил А.Э.Конторович, который рассказал о сегодняшней ситуации в нефтегазовом комплексе России, экономической ситуации в мире и прогнозах на будущее.

По словам Алексея Эмильевича, в XX веке выдающимися учеными нашей страны была выработана некая парадигма, основная идея которой заключалась в последовательном открытии все новых и новых нефтегазоносных провинций. Поисково-разведочный процесс был построен таким образом, чтобы на начальных этапах (в первые 10 - 15 лет) открыть основные крупные месторождения страны. А затем расширять существующие «гиганты», с помощью чего можно было быстро развивать добычу нефти и газа в стране. Среди множества ученых, которые разрабатывали эту парадигму, крупнейшими были И.Н. Губкин, Н.К. Байбаков и А.А. Трофимук. В их честь Алексеем Эмильевичем и была названа парадигма, хотя, по его словам, такого термина тогда не существовало.

Сейчас нам трудно вообразить, что представляла из себя Западная Сибирь с ее болотами 55 лет назад, однако, по словам А.Э.Конторовича, ее освоение было практически такой же сложной задачей, как для нас сегодня - освоение Арктики. Не было элементарной техники, приходилось решать сложнейшие инженерные задачи. «Эта парадигма последовательно реализовывалась специалистами, мы дошли до Тихого и Северного Ледовитого океана, открыли все, что было можно. За последние 25 лет не состоялось ни одного существенного открытия, значит, больше новых нефтегазоносных провинций в Росси нет. Следовательно, эта парадигма в основном реализована. Пора переходить к новой», - резюмировал академик.

В XXI веке главными объектами и приоритетными задачами поисков, разведки и разработки месторождений нефти будут являться осадочные бассейны российского шельфа Северного Ледовитого океана, слабо изученные провинции на суше и уникальные ресурсы нефти нетрадиционных источников. Также важным будет аккуратное использование остаточных запасов уникальных и крупных месторождений, поиски, разведка и разработка в зрелых нефтегазоносных бассейнах мелких и мельчайших месторождений.

«Мы должны идти не вширь, а вглубь, брать объекты, которые казались нам дорогими или трудными с технологической точки зрения: то, что сегодня называется трудно извлекаемыми запасами. Когда А.А.Трофимук в годы ВОВ вел работы в Башкирии, бурение скважин на 2-2,5 км считалось очень сложной технологической задачей. Сегодня скважину в 2 км бурят за три дня. Прогресс не стоит на месте»,  ̶  подчеркнул он.

По словам академика, основные проблемы у нефтедобывающего комплекса сегодня - это поиски нефти и газа в Арктике; нетрадиционные источники углеводородного сырья, в первую очередь баженовская свита Западной Сибири, вопросы разведки Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции в целом, которая конечно же сохранит роль главной нефтяной и газовой базы страны до конца XXI века (как минимум, до середины века); расширение направления поисков нефти и газа Восточной Сибири; совершенствование технологий, в первую очередь геофизических, поисков разведки и разработки нефтяных и газовых месторождений. И последнее, это экономический анализ эффективности всего комплекса работ по поиску, разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений. Все это должно проходить под единой идеей формирования долгосрочной стратегии развития нефтегазового комплекса страны. «Эти проблемы в разных аспектах отражаются в наших докладах. По сути, по этим направлениям сформированы секции конференции. Еще можно упомянуть геоэкологию, потому что культура недропользования, безопасность этих работ на ранимых северных территориях для нас принципиальна», -  уточнил он.

Также журналисты поинтересовались у Алексея Эмильевича: что нужно делать, чтобы нефтедобыча к 2040 году, как он спрогнозировал в своем докладе, достигла 650 миллионов тонн в год. 

«Нужно работать по направлениям, о которых я рассказал. Но это  ̶ научная и технологическая компонента, а нефтегазовый комплекс –  крупнейший промышленный комплекс страны, который требует должного руководства и обеспечения его работы. В 90-е годы любили говорить: нефтегазовый комплекс – локомотив экономики. Сейчас с подачи Президента РФ обсуждается идея реиндустриализации экономики. И это, на мой взгляд, правильно. Мы много потеряли за последние 25 лет, в частности, мощнейшие действовавшие когда-то предприятия и научные коллективы. Многое уже невосполнимо, достаточно вспомнить печальную судьбу «Главтюменьгеологии».

Сегодня 90 процентов оборудования - это импорт. Мы потеряли многие технологии, нужно их восстановить. Считаю, что необходимо в рамках политики реиндустриализации обеспечить руководство, поддержку нефтегазовому комплексу, в частности, обеспечить его оборудованием, тогда не будет проблем ни с Арктикой, ни с труднодоступными районами Восточной Сибири. Нужна четкая и слаженная работа правительства, бизнеса, и научного сообщества для того, чтобы организационная компонента этой работы была обеспечена», -- подчеркнул он.

Также спрашивали, будут ли сколько-нибудь серьезную роль играть нетрадиционные источники углеводородов в ближайшее время у нас в стране, как обстоит дело с разработкой баженовской свиты. На что Алексей Эмильевич ответил: «Главным резервом наращивания добычи нефти в стране является баженовская свита. Наши работы показали, что технологии добычи сланцевой нефти, разработанные в США, в условиях баженовской свиты, не будут работать в полную силу. Природа коллектора там принципиально иная, чем в тех сланцевых толщах, с которыми работали ученые США. При помощи данных технологий можно будет добыть в лучшем случае 5-10 процентов этой нефти, для нормальной эффективной работы нужно создание принципиально новых технологий. Поэтому я считаю первостепенным создание мощной программы научных исследований для решения этой задачи у нас в России».

Также у Алексея Эмильевича спросили про резкое падение цен на нефть, случайность ли это или кем-то организованная диверсия?

«Эти вещи предвидеть нельзя. Рынок – это стихийное явление, в стихии всегда бывают флуктуации, колебания и предсказать, что они будут завтра или послезавтра, нельзя. Как нельзя предсказать годы жизни, например. Какие-то макропоказатели можно конечно анализировать, думаю, возникло несколько стихийных обстоятельств, которые случайно сработали в резонанс.

Затевая рыночную экономику, наши праволиберальные экономические деятели говорили совершенно искренне, что чем меньше государство вмешивается в экономику, тем лучше, рынок выведет куда надо сам. Мы 25 лет живем в этой ситуации и рынок нас вывел…в тупик экономики. Да и весь глобальный мир привел к очередному кризису. Значит, рынок – это естественный природный инструмент, но им надо управлять, использовать его слабые и сильные стороны. Для этого и существует, по идее, правительство»,  - объяснил он.

И конечно, Алексея Эмильевича не могли не спросить о встрече c Президентом РФ.

«Я беседовал с В.В. Путиным примерно 20 минут. Рассказал ему обо всех вышеперечисленных задачах, положил перед ним докладную, и сказал, что готов по каждому из направлений дать аналитическую записку с предложениями. Он поблагодарил меня и дал поручение сотрудникам администрации и специалистам ознакомиться с предложениями. Они посмотрят, отчитаются и, видимо, дискуссия будет продолжена»,  - рассказал он.

И последний вопрос был о том, возможно ли нашей стране выбраться из нынешнего кризиса при этом правительстве.

По словам Алексея Эмильевича, это будет очень трудный и тяжелый процесс. Ведь в отличие от плановой экономической системы государство в нашей стране бизнесом не управляет.  Или управляет очень плохо. У каждой компании есть свои корпоративные интересы, и они с национальными интересами далеко не всегда совпадают. И не должны они управлять, ведь у государства главная цель – обеспечить мир и порядок, достойный уровень жизни населения страны в целом. А у каждой компании своя цель – обеспечить себе максимальную прибыль. И это далеко не всегда совпадает или, в российских условиях, совпадает очень редко. «Я считаю, что когда президент страны говорит о реиндустриализации, о импортозамещении, о модернизации экономики, он ставит правильные задачи. Поэтому весь вопрос состоит в двух вещах: будет ли правительство последовательно реализовывать и искать правовые и экономические инструменты для осуществления главных идей Президента, или оно будет плыть по течению.

У меня такое ощущение, что в основном все эти годы наше правительство… плывет по течению. Скажу так: в нескольких последних выступлениях Е.М. Примаков, которого я считаю лучшим премьером нашего правительства постсоветского времени, говорил Президенту: уберите правое либеральное правительство, из руководства экономикой – праволиберальных экономистов. Сегодня они мешают. Я полностью согласен с ним и с нетерпением жду, когда придет этот час. В последнем номере «Наука из первых рук» я написал это открытым текстом», - сказал академик.

​Собкор Елена Михайлова