Яндекс.Метрика

​Физматшколы и, в частности, новосибирская ФМШ, несмотря на высокую отдачу, существуют в России на правах нелюбимых детей... Однако физматшкола НГУ давно стала одним из наших бесспорных брендов. Сегодня она официально называется «Специализированный учебно-научный центр университета» (СУНЦ НГУ), хотя все по-прежнему и по-простому именуют ее ФМШ.

Директор СУНЦ НГУ, доктор физико-математических наук, профессор Николай Иванович Яворский в разговоре с корреспондентом «Новой Сибири» так прокомментировал реплику Грефа о физматшколах: «Возможно, кто-то и не ожидал от него такой позиции, но для меня она неудивительна. Он не просто так высказался, это — позиция экономического блока в правительстве России».

Николай Яворский напомнил, что это уже не первая атака на физматшколы. В 2012 году Рособрнадзор уже пытался фактически уничтожить ФМШ, запретив преподавать там профессорам НГУ. Дело решалось в судах. В результате СУНЦ выиграл, но противники нашли новый способ давления. Рассказывает Николай Яворский: «С 2016 года нам резко сократили финансирование, даже не предупредив об этом. Тогда нам помог НГУ, структурным подразделением которого мы являемся, закрыл эту брешь. С 2018 года Минобрнауки запретило университету делать это».

Интересно, что здесь речь идет только о финансировании учебного процесса — об интернатном содержании талантливых детей из других регионов никто уже давно не заикается — его оплачивают родители.

Почему же у современных правительственных технократов такое острое неприятие специализированных школ? Версий может быть много, но Николай Яворский определяет этот тренд так: «В голове у «экономического блока» только продажи и прибыль: если что-то не приносит измеримый доход, то это ничего и не стоит. Они считают, что ты успешен, когда у тебя есть деньги. Но деньги — это только эквивалент ценностей, а не сами ценности. Есть ценности, которые не продаются, и мы в ходе образовательного процесса их создаем: честность, порядочность, совесть, ответственность».

Интересно, что в СУНЦ-ФМШ именно математику и естественные науки видят в качестве основы таких ценностей. «Математика «ставит» мышление, а естественные науки закладывают основы взаимодействия с реальностью,— обосновывает этот подход Николай Яворский.— При помощи математики и естественных наук человек начинает понимать, что истинно, а что ложно. Здесь, если будешь врать, то эксперимент развалится и тебя уличат. Естественные науки — это основа гуманитарного знания».

Герман Греф, обосновывая свою позицию, заявляет, что в узкоспециализированных математических школах детей пичкают одним предметом, а школьники должны быть развиты равномерно «на 360 градусов». То есть такая очевидная отсылка к Козьме Пруткову с его «Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя». Что на это отвечает Николай Яворский? «Флюс — это нарыв, который вреден для организма, а глубокое знание оказывает позитивное влияние на состояние всего организма. Оно рождает те человеческие качества, которые важны в социальной жизни и производственной деятельности».

Миф об оторванности выпускников физматшкол от реальной жизни директор СУНЦ НГУ разоблачает элементарными фактами. Во-первых, до 9-го класса ребята учатся в обычных школах, и только три последних года в ФМШ. Во-вторых, однобокости нет и на этом этапе. Конечно, профильные кафедры специализированной школы — физика, математика и информатика, химия. Но здесь есть кафедры гуманитарных наук, иностранных языков, русской словесности, естественных наук и даже (о, ужас ботана!) — кафедра физической и спецподготовки. Но главное даже не в том, что талантливый ученик получает здесь всестороннее и полноценное образование. Главное в социализации особых ребят, в наиболее полном раскрытии их потенциала.

Результат можно оценить в цифрах. За 55 лет существования СУНЦ-ФМШ из 15 тысяч выпускников каждый четвертый защитил как минимум кандидатскую диссертацию — такого показателя нет ни у одного вуза, даже зарубежного.

Результат можно оценить и в именах: академик Михаил Эпов, финансист Игорь Ким, адвокат Александр Балян. Два выпускника СУНЦ отвечают сейчас за развитие ядерных программ США и Великобритании. Без работ академика Василия Пархомчука еще неизвестно, когда бы открыли бозон Хиггса. Директор Института ядерной физики СО РАН академик Павел Логачев, также выпускник физматшколы, ведет в СУНЦ семинары для школьников. И именно такие преподаватели позволяют раскрыть потенциал учащихся — они не просто учителя, а ученые, которые и сами хорошо знают, и могут передать детям, что такое исследовательская работа. Такое непосредственное общение не заменишь интернетом и даже книгой, в которой уже есть готовые ответы. Это ближе к принципам духовного наставничества, когда непосредственное знание передается от Учителя к Ученику.

Что касается социализации юных «умников», то Николай Яворский объясняет ее важность уж совсем простым примером. Когда ты — первый интеллектуал на деревне (причем зачастую в буквальном смысле, ведь в ФМШ приезжают и из сельских школ), у тебя может возникнуть чувство превосходства. Это чревато очень большими разочарованиями. А если попадаешь в среду подобных себе, да еще и в условиях интерната, — это лучшая школа социализации. Не все, конечно, выдерживают, но даже те, кого отчисляют, не теряются и добиваются успехов выше среднего — такой импульс дают специализированные школы.

Еще один аргумент противников физматшкол в формулировке Германа Грефа звучит так: «Когда мы пытаемся сказать, что мы сейчас будем развивать специальности «математик» и «программист», мы попадем ровно в такую же ловушку, как у нас было какое-то время назад с юристами и экономистами». Но тут, считает Николай Яворский, в ловушку попадает сам Герман Оскарович. «В случае с юристами и экономистами речь шла о миллионах неприкаянных выпускников. Когда мы говорим о математиках, то это —  несколько сотен ребят, которые уж точно не потеряются»,— говорит Николай Иванович.

Подходы и опыт ФМШ-СУНЦ давно используеются за рубежом — в частности, наши амбициозные юго-восточные соседи. «В Южной Корее сначала открыли школу по образу и подобию ФМШ. Сейчас она стала подразделением университета,— рассказывает Николай Яворский.— В Сингапуре появилась аналогичная школа. Там огромные кампусы, преподаватели не имеют финансовых проблем, и их ученики «звездят», хотя у наших потенциал выше. Недавно мы открыли школу в городе Карамай — в Синьцзян-Уйгурском районе Китая. Там обучение ведется на русском языке. У них есть потребность в получении знаний».

В общем, те, кому нужно, систему ФМШ оценили. А мы? Что имеем — не храним? Или сохраним?

Алексей САЛЬНИКОВ