Сергей Абраменков здорово выступил на недавнем новосибирском сайнс слэме. Он геофизик, студент ГГФ НГУ, кстати, только что на “отлично” защитивший свой диплом. Екатерине Мимогляд, специально для нас написавшей этот текст, Сергей рассказал, что он делает в науке, и почему проекты наподобие научных боев и “Науки детям” важны для самих ученых.
Екатерина: Твой доклад был про вулканы. Как я понимаю, именно эту тему ты исследуешь в своем институте нефтегазовой геологии и геофизики?
Сергей: Да, в институте я занимаюсь разработкой алгоритма, который позволяет автоматизировать процесс обработки большого количества сейсмических данных (в частности, мониторинга вулканов). Это делается, чтобы оператору не пришлось работать с большим массивом информации. Помимо практической, стоит задача фундаментального исследования сейсмической эмиссии (ред. — постоянное выделение сейсмической энергии). Я изучаю вулканы, в которых происходящие процессы совершенно точно вызывают такое явление.
Е.: В своем выступлении на cайнс cлэме ты говорил про вулкан Горелый. Чем он привлекателен для тебя?
С.: На битве я рассказывал про «ритмы» вулканов как раз на примере этого вулкана. Он представляет большой интерес, потому что выделяет большое количество газов. Многие люди пугаются того, сколько СО2 ежедневно нарабатывают машины, но один вулкан за один “присест” может выбросить гораздо больше всех автомобилей Академгородка за сутки. Но, в то же время, вулканы не так часто это делают.
Е.: Почему решил рассказать про «ритмы» вулканов именно на сайнс слэме?
С.: Решил поучаствовать, потому что было интересно стать частью “движухи”. В том числе, послушать других, ну, и себя показать. Мне это было необходимо как опыт научно-популярных выступлений перед широкой аудиторией. Далеко не во всех институтах и университетах ясно представляют, что такое научная конференция. У ученых часто возникают сложности с тем, чтобы правильно презентовать свою научную работу: боимся свалиться в саморекламу, либо уходим в лекционный формат, говоря о тривиальных вещах, либо зарываемся в детали, а людям это совершенно не интересно. Поэтому русским ученым участвовать в таких слэмах только на пользу — чтобы не стыдно было потом ездить на международные конференции.
“Узнайте, как устроен остальной мир.
Разнообразие – стоящая вещь.”
Ричард Фейнман (одна из любимых цитат нашего героя)
Е.: Все-таки популяризация научного знания — одна из основных составляющих сайнс слэма. Как считаешь, зачем это нужно делать?
С.: Если науку совсем не популяризировать, то люди скажут, что она не нужна и зачем ей вообще заниматься. Но в то же время можно “свалиться” в ситуацию, когда начинают делать это неправильно, чрезмерно упрощая, а это плохо сказывается на конечном результате. Рассказывать надо понятно, а не просто.
Е.: Ты принимал участие в проекте “Наука детям”, тоже своего рода популяризация. Что в нем схожего, а что различного со сайнс слэмом?
С.: Формат научно-популярных лекций в школе все-таки отличается от сайнс слема: вместо десятиминутного яркого выступления проходят содержательные сорокаминутные уроки. Глобальная цель “Науки детям” — привлечь абитуриентов. Банально для того, чтобы на смену тем людям, которые занимаются этим сейчас, пришла команда инициативных студентов с интересом к науке. У научных боев больше соревновательный формат, он хорош для целей повышения конкурентоспособности научных групп.
Е.: А чем, на твой взгляд, привлекает зрителей “десятиминутный” формат мероприятия?
С.: Он предполагает, что всю научную картину мира мы проецируем в бытовую. Это происходит за счет использования метафор. Только нужно помнить, что метафора — это не упрощение. Она может быть очень сложная, но понятная. И визуализация (ред. — участники использовали презентации во время доклада) очень важна в науке. Если ты в прямом смысле не представляешь предмет своей работы, то очень сложно разобраться в нем до конца.
Е.: По итогам зрительского голосования ты третий. Что ты испытывал, когда перчатки достались не тебе?
С.: Я как-то особо не заморачивался над тем, чтобы победить. Я ведь не спортсмен, чтобы эти перчатки по назначению использовать. Особо приятно было в конце получить сумку подарков от спонсоров!
Текст — Екатерина Мимогляд, ЖФ НГУ. Фото — Сергей Ковалев. Большое спасибо Юле Поздняковой (sbras.info) за содействие в подготовке материала.
Рассказывать надо понятно, а не просто — Сергей Абраменковжурнал Эврика, 9.06.2015