Publication: III Томский международный форум "Преобразование образования" (г. Томск, 7-9 ноября 2024 г.)
Publisher: Томский государственный университет
, Place of publication: Томск
, Уear of publication: 2024
Pages: 1-23
Abstract
Заметной особенностью современного общества является постоянное взаимодействие человека с большими объемами данных и - шире - информации, что в разной степени наблюдается практически во всем спектре профессий. Наиболее верифицируемая, проверяемая и воспроизводимая информация традиционно остается основным объектом генерации, обработки и последующего анализа в научной сфере деятельности, поэтому успешное овладение навыками работы с научно-технической информацией (НТИ) в рамках системы высшего образования может считаться залогом эффективной работы выпускников в самом широком диапазоне последующей профессиональной деятельности. Важным представляется формирование таких компетенций, как уверенная навигация в больших массивах разнородной и постоянно меняющейся информации, умение устанавливать достоверность данных и определять их первоисточник, проводить количественный и качественный анализ полученной информации, критически ее оценивать, проводить ранжирование данных по различным критериям, устанавливать профессиональную коммуникацию, обеспечивать необходимый уровень прозрачности собственной работы, соблюдать этические нормы работы в своей сфере деятельности. В настоящий момент разработка и внедрение программ по работе с НТИ в России находится в стадии становления, хотя все большее число университетов начинают внедрять подобные курсы в качестве обязательных. В докладе представлен опыт разработки подобной программы и ее реализации на базе нескольких научных и образовательных учреждений г. Новосибирска (Новосибирский государственный технический университет, Институт нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН, Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии "Вектор"), а также ее масштабирования для охвата более широкой аудитории в виде онлайн-вебинаров (платформа "Пульс науки"). Разработанная программа включает два блока. В первом блоке, рассчитанном на семестр, излагается общая информация о становлении современной системы НТИ, ее структуре и происходящей трансформации в последние три десятилетия, которая проявилась в смене форматов, каналов и скорости распространения информации и последовавших за этим новых моделях ее поиска и использования. Подробно анализируются вопросы идентификации и классификации объектов научной информации, ее доступности (в том числе в условиях санкций), анализируются проблемы баланса открытой информации и коммерческой тайны, обеспечения транспарентности результатов профессиональной деятельности. Реализуемая в курсе работа с различными базами данных направлена на формирование навыков компетентной навигации в больших информационных массивах, исследования степени разработанности той или иной тематики на национальном и международном уровнях, определения ценности информации, а также установления профессиональных коллабораций. Значительное место в блоке занимает обучение навыкам работы с системой метрик оценки информации, позволяющей проводить ранжирование, выявлять тренды и определять исследовательские фронты. Второй блок, также рассчитанный на семестр, посвящен формированию навыков изложения собственных результатов в виде презентаций, выступлений и научных публикаций, а также развитию компетенций эксперта. Рассматриваются вопросы приверженности профессиональным этическим стандартам в своей сфере деятельности. В рамках серии лекций и семинаров по рецензированию и экспертной оценке формируется критическое отношение к информации, развиваются способности выделения в ней главных и второстепенных аспектов, обнаружения разного рода ошибок и неточностей. Обучение компетентной работе с НТИ для формирования информационной культуры и грамотности становится значимой составляющей дальнейшей успешной профессиональной реализации выпускников вузов.