Яндекс.Метрика

И.В. Филимонова, А.В. Комарова

Том: Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки
Том: 4 , Год издания: 2019
Многотомное издание: Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки
Страницы: 204-217

Аннотация

Представлен анализ показателей эффективности деятельности компаний нефтегазового комплекса России в период 2013-2018 гг. В условиях вызовов со стороны внутреннего и внешнего рынков, компании нефтегазового комплекса продолжают наращивать выручку от продаж и формировать прибыль, что способствует устойчивому экономическому росту страны в целом, исполнению социальных гарантий государства и внешнеэкономических обязательств. Целью исследования является оценка эффективности компаний нефтегазового комплекса на современном этапе развития и проведение факторного анализа показателей эффективности. Для достижения поставленной цели и выполнения соответствующих задач в работе были рассчитаны показатели ROE для крупнейших нефтегазовых компаний России. Для выявления основных факторов, влияющих на данные показатели, был применен метод Дюпона для факторного анализа рентабельности собственного капитала для каждой компании и отрасли в целом. В результате исследования было выявлено, что в большинстве компаний наибольшее влияние на изменение ROE оказывает рентабельность продаж, в первую очередь как следствие роста выручки за счет благоприятных цен на нефть и положительных курсовых разниц. При этом можно заметить, что рентабельность продаж имеет положительное влияние на показатель практически у всех компаний отрасли. Оборачиваемость активов также имела только положительное влияние на рентабельность собственных средств. Однако сравнение результатов за 2017 и 2018 гг. показало значительную разницу в показателях для многих компаний. Таким образом, можно сделать вывод, что величина влияния определенного фактора на рентабельность продаж во многом зависит от стратегии развития компании на ближайший год, экономической и политической конъюнктуры. Основываясь на прогнозах цен на нефть, сырье, зная планируемый объем добычи и продаж, стратегию развития своей компании менеджмент, можно рассчитать, какой фактор будет оказывать наибольшее положительное или отрицательное влияние на показатель рентабельности собственных средств.
индекс в базе ИАЦ: 041422