Яндекс.Метрика

Как известно, по последним данным человек появился в Сибири, в частности, на Алтае около 800 тысяч лет назад. С тех пор так или иначе люди жили на этих территориях, занимались скотоводством, охотой и земледелием, плавили металлы, рождались и умирали. Однако — вот беда! — не умели ни читать, ни писать (первые письменные источники появляются очень поздно, с приходом сюда русских переселенцев), так что их жизнь раскрывается перед нами через материальную культуру. Ну, а свидетельства о ней предоставляют археологи.
«Основное место работ нашего Западно-Сибирского отряда в последние пять лет — центральная часть Барабинской лесостепи, около районного центр Венгерово, — говорит заместитель директора Института археологии и этнографии СО РАН академик Вячеслав Иванович Молодин. — Могу сказать, что тамошние места во все времена привлекали к себе человека: благодатный край, очень богатый и рыбными запасами, и дичью. Это районы, которые пригодны к ведению скотоводства, — сюда в конце 19-го века попала экспедиция геолога и ботаника Александра Федоровича Миддендорфа, он в своей книге «Бараба» называл территорию действительно удивительной, дающей устойчивый неповторимый травостой для содержания сельскохозяйственных животных. Через этот лесостепной коридор в разное время проходили исторические миграции людей в разных направлениях, и все они оставляли здесь свои памятники — в виде поселений и могильников. Эти памятники мы и изучаем».

Западно-Сибирский отряд работает в полях около четырех месяцев, его коллектив составляет около 50 человек. В общей сложности бюджет этой экспедиции укладывается в 2 миллиона, однако, как отмечает академик Молодин, это не очень типично и является достаточно большой суммой, выделяемой на раскопки.

Один из самых известных памятников называется Тартас-1. Это грунтовый могильник в районе Венгерово, там не сохранилось ни курганов, ни насыпей, ни каких-либо других конструкций, поскольку земля регулярно распахивалась. «На сегодня у нас изучено уже более 600 погребальных комплексов различных эпох — от ранней поры бронзового века до позднего средневековья. Примерно столько же нам еще предстоит изучить», — отмечает Вячеслав Молодин. То есть, получается, что здесь хоронили людей в самые разные эпохи. Почему привлекало именно это место — нам уже вряд ли суждено узнать, но, по предположениям ученых, может быть, потому, что оно представляет вдающийся в пойму реки мыс. Впрочем, вполне вероятно — были другие причины.

Академии Молодин описывает одно из погребений эпохи бронзы: оно совершено по особому обряду — ребенок лежит на боку в скорченном положении, а рядом с ним стоит сосуд, относящийся к андроновской культуре, в то время бытовавшей на описываемой территории. «Ее носители в начале второго тысячелетия до нашей эры занимали огромные земли — от Центрального Казахстана до Енисея, — объясняет ученый. — Мигранты, который прошли эти места с запада на восток, а в южном направлении добрались даже до Индии. Эти люди внешне, я думаю, походили на современных цыган. Они оставили очень богатую культуру, им удалось, можно сказать, ассимилировать и где-то покорить огромные пространства, населенные различными этническими группами. В результате такой миграции происходили сложные процессы слияния аборигенов с пришельцами, и об этом можно получить информацию, изучая археологические памятники и производя антропологические и генетические исследования, которые дают нам возможность достаточно обоснованно строить и доказывать гипотезы».

Любопытная находка с трагической историей: бронзовый наконечник стрелы своеобразной формы, аналоги которому специалисты знают только на западе, в европейских культурах, на востоке он встречается впервые. Похороненный человек был убит стрелой с этим наконечником, она застряла в черепе.
Еще один интересный комплекс, на котором ученые ИАЭТ СО РАН продолжат работу в нынешнем году — поселение кротовской культуры эпохи развитой бронзы (вторая половина третьего тысячелетия до нашей эры). «Здесь, как и в ряде других случаев, мы начали с геофизических исследований, проведенных благодаря нашим коллегам из Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука, — комментирует Вячеслав Молодин. В ходе раскопок прошлого сезона археологи нашли очень большое жилище (свыше100 квадратных метров площади). Причем, удалось выяснить даже архитектуру, поскольку сохранились деревянные столбы, что бывает весьма редко для такой древности.

«Совершенно неожиданно и, можно сказать, по счастливой случайности, в этом месте мы наткнулись на очень ранний неолитический могильник: каменный век, по датировкам, полученным по С14 — восемь тысяч лет от наших дней, — говорит академик Молодин. — Примечательно, что здесь мы обнаружили совершенно оригинальный способ совершения захоронений: центральная могила окружена своеобразным прерывистым рвом, и в ней хоронили нескольких людей. В первом случае — 9 человек, во втором — 19». Там же археологи нашли замечательные находки: например, навершие костяного кинжала, увенчанное птичкой. «Самое поразительное, что точный аналог подобного костяного кинжала есть в Прибалтике», — отмечает ученый. По его словам, это может говорить нам о связях, которые существовали в те времена между населением совершенно разных географических областей, поскольку его антропологическая составляющая достаточно схожа.

«В этом же могильнике есть и каменные орудия, а также некоторые загадочные вещи: под черепом ребенка лежала каменная пластина, отшлифованная со всех сторон. Видно, что на ней терли охру, но если присмотреться получше, то можно заметить — по периметру идет украшение насечками. Древний ли это календарь или какой-то другой предмет — функциональное назначение нам пока не понятно, и аналогов мы тоже не знаем», — рассказывает Вячеслав Молодин. В специальном тайнике рядом с могилой, где археологи обнаружили расщепленные кости дикой лошади (это чрезвычайно интересно в плане изучения проблемы доместикации животного в Западной Сибири), была найдена еще одна совершенно загадочная вещь: выполнена она из рога лося, на ней есть следы охры и шлифовки, сделаны два паза для привязывания. «Может быть, это оружие того времени, сказать пока сложно», — отмечает академик Молодин, сообщая, что ученые нашли и исследовали всего два таких комплекса, но надеются: есть и еще. «В этом году, в новом полевом сезоне, займемся их поиском, поскольку материал во многих отношениях уникальный», — говорит археолог.

Ве(ч) щная история