Сотрудники Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН исследуют палеолитические памятники в карстовых пещерах Южной Сибири и Центральной Азии, применяя комплексные геофизические методы. Работы в рамках проекта РФФИ № 17-29-04122 проводятся совместно с Институтом археологии и этнографии СО РАН.

В минувшем полевом сезоне специалисты ИНГГ СО РАН приняли участие в международной российско-кыргызско-канадской экспедиции, работающей на территории южного Кыргызстана (Ферганская долина).

О ключевых результатах 2019 года и о планах на новый полевой сезон рассказал Владимир Владимирович Оленченко – заведующий лабораторией геоэлектрики ИНГГ СО РАН, кандидат геолого-минералогических наук.

Заведующий лабораторией геоэлектрики ИНГГ СО РАН В.В. Оленченко и инженер П.С. Осипова ведут геофизические исследования в пещерах

Что именно делают ученые Института?

Специалисты ИНГГ СО РАН развивают методику полевых геофизических исследований археологических памятников эпохи палеолита. Памятники представляют собой пещеры и гроты, в которых более 20 тысяч лет назад проживали древние люди.

Ученые проводят исследования методами электротомографии, георадиолокации и магнитометрии, что дает интересные результаты. По словам Владимира Оленченко, геофизические методы помогают планировать места заложения раскопов в пещерах и определять глубину будущих раскопов.

В 2019-м году ученые ИНГГ СО РАН провели геофизические исследования на памятниках Алтайского края (пещера Чагырская, пещера Страшная), а также продолжили работы в Кыргызстане (пещера Сельунгур, скальные навесы Обишир-5 и Сурунгур).

Пещера Сельунгур, Алтай

Работы на Алтае

На Алтае новосибирские геофизики осуществили масштабные изыскания – в частности, построили объемную геоэлектрическую модель одного из залов Чагырской пещеры. Исследования показали, что мощность рыхлых отложений в этом зале превышает 4 метра. Таким образом было выделено перспективное для раскопов место.

В пещере Страшной ученые ИНГГ СО РАН изучили аномальное магнитное поле, построили геоэлектрический разрез и радарограммы рыхлых отложений внутри галереи. Раскопки здесь ведутся более 30 лет, и за это время вскрыт разрез на глубину 10 м. Современные геофизические исследования показали, что остаточная глубина рыхлых отложений составляет порядка 3 м – это важная информация для планирования будущих раскопок.

В пещере Сельунгур результаты геофизических исследований подтвердили археологи ИАЭТ СО РАН с помощью бурения ручным буром. При этом были выявлены погребенные крупные валуны, обнаруженные ранее по геофизическим данным, и поверхность скальных пород. В ходе новых раскопок был уточнён возраст памятника и определены характеристики каменных артефактов.

Вид на памятник Сурунгур

Работы в Кыргызстане

Не менее интересные результаты были достигнуты в ходе геофизических исследований в Кыргызстане. На памятнике Обишир-5 специалисты ИНГГ СО РАН выполнили съемку методом георадиолокации и увязали с новой информацией ранее полученные данные о строении разреза. Это помогло установить, что нижние культуросодержащие горизонты стоянки с материалами верхнепалеолитического времени оказались нетронутыми в процессе раскопок предыдущих лет.

Исследуя площадку у скального навеса Сурунгур, ученые ИНГГ СО РАН обнаружили геофизическую аномалию. Последующие раскопки показали, что на глубине около 2 метров находится большое количество жженых костей и каменные артефакты. Радиоуглеродный анализ показал, что возраст костей из средней части раскопа – 2960-3360 лет, а угля из нижней части раскопа – 6505-6970 лет. Среди артефактов было найдено украшение из кости в виде бусины хорошей сохранности.

Планы на новый полевой сезон

В 2020-м году сотрудники ИНГГ СО РАН намерены продолжить геофизические работы в Центральной Азии. Специалисты планируют исследовать отложения пещер в условиях горной криолитозоны. Среди объектов, представляющих интерес для ученых – пещеры Чегыртке (Кыргызстан), Истыкская и грот Шахты (Таджикистан).

Ученые собираются выявить линзы многолетней мерзлоты в рыхлых отложениях пещер и у грота, определить расположения и формы границ скальных пород и осадочных отложений в пещерах. В планах исследователей – выявить следы очагов, кострищ и предыдущих раскопов, а также подтвердить геофизические данные путем раскопок.

Помимо этого, специалисты ИНГГ СО РАН продолжат изучать памятник Сурунгур, определят природу электрических аномалий низкого сопротивления и проверят бурением ранее полученную информацию.

Текст под редакцией Павла Красина