​​

Специалисты санкт-петербургского Института геологии и геохронологии докембрия РАН и новосибирского Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН изучили вендские отложения непского горизонта внутренних районов Сибирской платформы.

В исследованиях приняли участие научный сотрудник лаборатории литологии и биостратиграфии ИГГД РАН Елена Юрьевна Голубкова, а также старший научный сотрудник лаборатории палеонтологии и стратиграфии докембрия ИНГГ СО РАН Борис Борисович Кочнев.

При изучении отложений венда центральной Якутии, возраст которых около 570 млн лет, были обнаружены микроскопические нитчатые остатки различной морфологии. Благодаря уникальной сохранности, стало возможным реконструировать жизненный цикл древних микроскопических водорослей, которые были отнесены к новому виду Nepia calycina.>

Реконструкция цикла вегетативного размножения (а) и формы сохранности (б) гормогониевых цианобактерий (водорослей) Nepia calycina. Oбозначения: т – трихом, к – клетка, ч – чехол, г – гормогония, ц – цианофициновые зерна.

Зрелые нити представляют собой многоклеточные одиночные трихомы, заключенные в плотный чехол – влагалище. Он редко сохраняется в ископаемом состоянии, что говорит о способности трихомов покидать чехол на определенных этапах своего развития. Предполагается, что при вегетативном размножении нити были способны распадаться на отдельные участки – гормогонии.

Затем гормогонии отделялись от «материнского» трихома и, совершая колебательные движения, выскальзывали из влагалища, чтобы сформировать новые организмы. В ископаемом материале «ювенильные» экземпляры сохраняются в виде коротких бочонковидных или чашевидных трихомов, а также сферических тел.

Форма сохранности «ювенильных» экземпляров определяется их пространственным положением, а также направлением, длительностью и силой воздействия придонного осадка на организм в момент его захоронения. Исследователи полагают, что бочонковидные трихомы наиболее приближены к прижизненным формам, в то время как экземпляры с чашевидной или сферической формой были подвержены значительным деформациям. Последние два типа сохранности наиболее часто встречаются в ископаемом материале.

Представители Nepia calycina содержат мелкие сферические образования. Изучение серии образцов методом электронной микроскопии не выявило присутствия сферических включений на поверхности трихомов, что говорит о нахождении этих форм внутри клеток.

Ученые предполагают, что данные образования – зерна запасных питательных веществ, сопоставимых с цианофициновыми зернами современных сине-зеленых водорослей. Специалисты пришли к выводу, что по своему морфологическому строению и типу размножения представители рода Nepia calycina сопоставляются с современными осциллаториевыми водорослями, близкими к роду Lyngbia.

​

Водоросли Nepia calycina Golubkova, sp. nov.: 1–6 – «ювенильные» формы, отделившиеся от «материнского» трихома: 1, 2 – вид сверху, со стороны терминальной клетки, 3–6 – вид сбоку; 7–9, 12 – фрагменты трихомов, разделенные на отдельные участки – гормогонии; 10, 11, 14 – многоклеточные «зрелые» трихомы; 13 – фрагмент колонии.

По словам исследователей, в дальнейшем полученные палеонтологические данные могут быть использованы для проведения палеоэкологических и палеофациальных исследований.

Работа выполнена при финансовой поддержке проекта РФФИ № 17-05-00418 и программы НИР № 0153-2019-0003. Полные результаты изысканий опубликованы в научной статье в «Палеонтологическом журнале».

Текст под редакцией Павла Красина