Яндекс.Метрика

Заседание Общественного совета при Министерстве образования и науки России, первое в новом, 2014 году, длилось несколько часов. Хотя на повестке дня были итоги ушедшего года и реализация публичной декларации целей и задач Минобрнауки, о которых сообщил министр образования и науки Дмитрий Ливанов, члены совета быстро переключились на те проблемы, которые, по их мнению, особенно волнуют общество сегодня, и успели упомянуть и крымских выпускников, и запрет на усыновление российских детей американцами, и проведение ЕГЭ, и патриотизм, и даже однополые отношения. На то он и Общественный совет.


Эффективный контракт с обществом

«Мы стали одним из пяти пилотных министерств, которые представили в начале прошлого года публичные декларации своих целей на 2013 год, – в самом начале встречи напомнил министр. – Идея состояла в том, чтобы сделать доступными и понятными задачи министерства, создать базу для публичной оценки и общественного контроля его деятельности». В указанной декларации определены пять основных направлений работы. Первое из них – повышение заработных плат педагогов на всех уровнях образования, включая дополнительное: за прошедший год они выросли на 30–50 процентов. «Расходы на образование в целом выросли, по сравнению с 2012 годом, почти на 300 миллиардов рублей, – прояснил ситуацию Ливанов. – Это и стало источником существенного повышения заработных плат». Однако министр заявил, что министерство по-прежнему последовательно занимает позицию, что одного только повышения зарплат недостаточно для улучшения образовательных результатов – а это основная задача. Поэтому мероприятия по повышению зарплат сопровождались и масштабным повышением квалификации педагогов на всех уровнях, и введением нового профессионального стандарта учителя и воспитателя. «Всё это – предпосылки к так называемому “эффективного контракту” общества с одной стороны и учителей, педагогов, воспитателей – с другой», – подытожил Ливанов.

Второе и третье направление работы министерства в прошлом году были связаны с развитием дошкольного образования и сокращением очередей в детские сады, а также привлечением большого количества детей в организации дополнительного образования и его интеграцией в общее образование. Ещё одно направление – обеспечение семейного устройства детей-сирот. По словам Ливанова, эта «тема устойчиво вошла в фокус общественного внимания», и, возможно, именно благодаря таким активным общественным дискуссиям и разговорам о запрете усыновления российских детей американцами число наших детей-инвалидов, усыновлённых российскими родителями, в ушедшем году удвоилось.

Публикационная активность учёных

В научной политике деятельность министерства направлена на повышение доли публикаций отечественных исследователей в журналах, входящих в Web of Science и Scopus. За 2013 год эта доля хоть и выросла по сравнению с 2012 годом, но растворилась в общем потоке мировых публикаций, количество которых заметно увеличилось.

«Последние 20 лет наша наука деградирует, – констатировал Ливанов. – Её вклад в мировую науку постоянно снижается, и нам предстоит выйти на совершенно новую траекторию развития, предстоит вернуть Россию в число стран – мировых научных лидеров, к которым она в течение многих десятилетий относилась». И это, на взгляд министра, вопрос не только финансирования, но и системных изменений: «Финансирование у нас уже в целом достаточное: за последние 10 лет оно выросло в 10 раз, на 1000%, но адекватной отдачи от этого пока нет». Дмитрий Ливанов вновь напомнил о том, что в 2012 году Правительство предприняло очень серьёзное структурное и концептуальное изменение в образовательной организации российской науки: Российская академия наук стала ведущей экспертной организацией, клубом выдающихся учёных, а организационные функции РАН, РАМН, Академии сельскохозяйственных наук были переданы в Федеральное агентство научных организаций. Одновременно с этим был создан новый институциональный инструмент финансирования фундаментальных исследований – Российский научный фонд, поддержанный серьёзными ресурсами: около 120 миллиардов рублей до 2020 года. По словам министра, первоначальный взнос – 17 миллиардов – обеспечил создание новой структуры, которая «отвечает лучшим мировым практикам» и предложениям экспертного сообщества.

Министр назвал и цели всех этих преобразований – это достижение международной конкурентоспособности отечественной науки, а также передача полномочных решений по финансированию конкретных исследований, по оценке научных организаций и лабораторий – в руки активно работающих на современном уровне учёных и научных коллективов. Он подчеркнул, что «эта децентрализация и повышение ответственности самого научного сообщества за результаты работы и есть суть изменений, которые произошли в 2013 году».

Винни-Пух, крымский ЕГЭ и… однополая любовь?

«Общественный совет находится в таком положении, что мы должны обсуждать и вещи общественно значимые, и те, которые привлекают общественное внимание», – отметил Станислав Смирнов, научный руководитель математической лаборатории им. П.Л.Чебышева в СПбГУ и один из основных докладчиков заседания. И хотя наука затрагивает интересы огромного числа людей, но широкое внимание привлекает, увы, только профессионального сообщества: ключевые вопросы, которые в итоге обсуждались на заседании, лишь подтвердили это.

Ещё в кулуарах перед мероприятием можно было услышать шутки: «Просто они не знают, что Винни-Пух – это персонаж из советского мультфильма, а “Чиполлино” – это балет Хачатуряна». Речь идёт о федеральном перечне учебников для школ на 2014/2015 учебный год. В него не вошли целые линейки классических учебников, известных многим поколениям – учебники Занкова, Петерсон: некоторые оказались отвергнутыми по формальным признакам, а иные – из-за спорной оценки эксперта.

Нашумевший пример – работа Любови Ульяхиной, привлечённого эксперта Российской академии образования и автора учебников по русскому языку. Член Общественного совета и главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов буквально зачитал формулировку, из-за которой учебник по математике Людмилы Петерсон «подвергся атаке»: «Содержание учебника не способствует формированию патриотизма. Гномы, эльфы, факиры со змеями, три поросенка вряд ли призваны воспитывать чувство патриотизма… Примерно то же самое эксперт говорит и о Чиполлино». Евгений Ямбург, директор московского центра образования №109 и второй из докладчиков Общественного совета, также упомянул об этом: «В учебнике по математике Винни-Пух подвергся нападкам, поскольку это непатриотический персонаж непонятной национальности». Кроме того, Ямбург процитировал стихотворение из классического учебника по английскому языку под редакцией Верещагиной: Work while you work, boys, / Play while you play; / That is way, boys, / To be happy and gay».

«Быть счастливым и весёлым» предлагает последняя строчка, но для обеспокоенных родителей, не знающих английского языка, она звучит сегодня недвусмысленно. «Мы получили серию жалоб на то, что этот учебник, по которому учились целые поколения, проповедует однополую любовь», – г-н Ямбург считает, что нынешнее общество болезненно реагирует на подобные сигналы, но это не должно ставить под удар классические учебники. С другой стороны, список уже отвергнутых учебников влияет на то, как министерство выглядит в глазах общества, ведь за оценку любого эксперта отвечает перед родителями и учениками именно оно. Поэтому совет внёс предложение о проведении повторной экспертизы учебников.

Наконец, ещё одна животрепещущая тема сегодняшнего дня – это крымский вопрос: поскольку республика Крым вошла в состав Российской Федерации, а её школы не готовы к российскому ЕГЭ, предполагается, что крымские выпускники будут сдавать экзамены в особом порядке. Поэтому Общественный совет рекомендовал Минобрнауки создать дополнительные бюджетные места в тех вузах, куда будут поступать крымские выпускники.

«Естественно, система образования Крыма будет в сжатые сроки интегрирована в нашу: и образовательные стандарты, и система оценки, и учебники», – сообщил министр Ливанов. По его словам, ЕГЭ действительно не будет сдаваться в обязательном порядке, но желающим, добровольцам такая возможность будет предоставлена, при этом все крымские выпускники получат уже российские аттестаты об образовании. Также министр заявил, что для крымчан будут сформированы дополнительные бюджетные места в российских вузах, при этом серьёзной финансовой нагрузки в связи с крымскими выпускниками в бюджете министерства ощущаться не будет.