По
мнению директора новосибирской компании "Маник" (занимается перевозкой
нефтепродуктов по территории России и ближнего зарубежья) Евгения
Демченко, на рынке автомобильных грузоперевозок строительство
нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) в Куйбышевском районе области
скажется незначительно.
- Большая часть продукции будет
отгружаться железной дорогой. Недаром завод будет строиться именно там.
Что-то и на внутренний региональный рынок будет продаваться, думаю,
работы добавится, но сомневаюсь, что ее будет валом, - сообщил он.
Переработка
Как сообщил на прошлой неделе газете "Коммерсант"
руководитель проекта "Барабинского НПЗ" мощностью 3 млн тонн в год
Александр Осьминин, найден инвестор, который готов профинансировать 20 %
от требуемых 1,3 млн долларов. Заключить соглашение планируется до
конца сентября, в этом же году начнутся подготовительные работы на
площадке. Реализовать его планируется за три года, предполагается, что
поставщиком сырья будет "Роснефть", основным регионом сбыта -
Новосибирская область.
Демченко считает, что продукция будет направляться за пределы региона. - Тем более, если работать будут с "Роснефтью", которая хорошо
присутствует на территории до Новосибирской области, а восточнее ее
практически нет, - сказал он.
Собеседник сообщил, что сейчас
потребности Новосибирской области закрываются в основном Омским и
немного Томским НПЗ, причем с омского завода в регион идет труба, ее
даже не надо вести. Речь идет о линейной производственно- диспетчерской
станции "Сокур". По данным компании "Нефтересурс", в составе ОАО
"Сибтранснефтепродукт" станция обеспечивает транспортировку светлых
нефтепродуктов в районы Восточной и Западной Сибири и на Дальний Восток.
Всего в составе ОАО находится шесть перекачивающих станций и столько же
пунктов налива в железнодорожные и автомобильные цистерны. Емкость
резервуаров топлива составляет свыше 627 тыс кубометров, а общая
протяженность трубопроводов - более 1,1 тыс километров.
Что касается "Маник", компания со станции в "Сокуре" перевозит ГСМ
внутренним потребителям региона - АЗС, сельхозпроизводителям. Также
нефтепродукты отсюда перевозятся в Алтайский край и на территорию
Кемеровской области.
- Кто закажет, тому и везем, в тендерах
участвуем. Может, появятся дополнительные клиенты, возможно и объем
появится после открытия завода, но, по сути, будет просто
переориентация, - считает Демченко.
Он сомневается, что появление в регионе нового НПЗ значительно скажется на цене бензина.
- В той же Казани столько нефтеперерабатывающих заводов, а бензин там
дешевле всего на 20 копеек. Если это принципиально, то и у нас
подешевеет на 20-30 копеек, не больше. Дешевле чем на бирже его все
равно никто продавать не будет, - сказал собеседник.
Добыча
Впрочем, у Новосибирской области, по мнению ученых, ест перспективы не только в переработке, но и добыче нефти. Директор Института нефтегазовой геологии и геофизики
СО РАН академик Михаил Эпов ранее говорил Infopro54, что самое крупное
месторождение нефти в регионе, где добыча сейчас не превышает 400 тыс
тонн в год, нуждается в доразведке и разработке с применением новых
технологий, а извлекаемых запасов в нем еще не менее 10 млн тонн. По
мнению академика, разработка Верх-Тарского месторождения удачно
сочетается с планами по строительству в Куйбышеве НПЗ. Тогда он будет
получать нефть не только из других регионов Западной Сибири, но и
добытую рядом.
На пресс-конференци и весной заместитель
губернатора Сергей Семка сообщал, что по результатам прошлого года
уровень добычи нефти в регионе снизился и составил почти 388 тыс тонн,
что на 26 % меньше, чем было добыто в 2014 году. В этом году, по данным
министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства
Новосибирской области, также будет снижение объемов добычи - до 305 тыс
тонн.
В 2008 году на месторождении был зафиксирован рекордный
уровень добычи - более 2 млн тонн. На территории области нефтедобычей
сегодня занимается только одна компания - ОАО "Новосибирскнефтегаз"
(входит в НК "Нефтиса"). В 2015 году компания ОАО "Новосибирскнефтегаз", следует из ее годовой отчетности, добыла 328 тыс тон нефти при
плане 368,6 тыс тонн. Для сравнения, в 2013 году добыча нефти составляла
374 тыс тонн., в 2014 - 302,9 тыс. Чистая выручка компании в 2015 году
составила - 4,8 млрд рублей (в 2014 - 4,5 млрд, в 2013 - 5,18 млрд),
чистый убыток - 316 млн рублей (в 2014 - 320,7 млн, в 2013 - 392 млн).
"Новосибирскнефт
егаз" является правопреемником ОАО "Северноенефтега з". По итогам
первого квартала прошлого года в "Северноенефтега з" добыча и реализация
нефти составила 60,2 тыс тон, что соответствует плану. В 2013 году
компания реализовала нефти на 190,9 млн, в 2014 - на 221,5 млн рублей.
Чистая выручка за первый квартал 2015 года составила 870,8 млн ( в 2013 -
2,5 млрд, 2014 - 2, 9 млрд), чистый убыток - 105,5 млн (в 2013 -
прибыль составила 582 млн, в 2014 - 1,4 млрд).
В 2015 году
объединенная компания вела строительство новых скважин. На
месторождениях "Новосибирскнефтегаза" и "Северноенефтегаза" построено
по две скважины. В 2016 году объединенная компания намерена добыть 305
тыс тонн нефти, получить выручку от реализации 4,5 млрд, чистый убыток -
750,7 млн рублей.
Нефть, добываемая на наиболее разработанном
месторождении "Новосибирскнефтегаза" - Верх-Тарском - по своим
свойствам очень близка к марке Brent и характеризуется высоким качеством
с минимальным количеством примесей. Верх-Тарская нефть
малопарафинистая, малосернистая. При ее переработке выход светлых
фракций на 25% выше, чем в среднем по РФ. Перспективы ресурсы
лицензионных участков ОАО "Новосибирскнефтегаз" исчисляются в 20
миллионов тонн нефти, остаточные запасы на разрабатываемых нефтяных
месторождениях составляют 19 миллионов тонн, которые располагаются в
пластах юрских отложений.
По словам Семки, акционеры компании
приняли решение вкладывать средства в другие виды бурения, в
дополнительное обустройство всех трех месторождений, где идет добыча.
Планируется, что объем вложений составит почти 1 млрд рублей.
В
прошлом году распоряжением новосибирского губернатора была создана
рабочая группа по содействию реализации проекта НПЗ "Барабинский" в
Куйбышевском районе. Здесь предполагалось производить автомобильные
бензины, соответствующие классу Евро-5, дизельные топлива, газ,
сжиженный газ, керосин, масла.
Кроме того, в настоящее время в
рабочем поселке Коченево ООО "ВПК-Ойл" реализует проект по модернизации
нефтеперерабатывающего завода. Планируется, что в 2017 году предприятие
будет выпускать бензин класса "Евро-5", в 2018 году компания перейдет
на выпуск дизельного топлива аналогичного класса, сообщал Семка.
"ВПК-Ойл"
сегодня является единственным в регионе нефтеперерабатывающим
предприятием. Завод мощностью переработки 50 тыс тонн нефти в год был
введен в эксплуатацию в 2007 году. Осенью 2014 года компания завершила
реализацию проекта по реконструкции производственных мощностей, что
позволило увеличить объем переработки нефти до 500 тыс тонн в год. При
участии китайского инвестора "ВПК-Ойл" планировала нарастить мощность
переработки до 1,8 млн тонн через пять лет. Объем инвестиций в проект
оценивался приблизительно в 500 млн долларов.
Точка зрения
Андрей Шимкив, председатель Законодательного собрания Новосибирской области
- На минувших выходных в России отмечался День работников нефтяной и
газовой промышленности. Самый крупный представитель отрасли в
Новосибирской области - АО "Газпромнефть-Новосибирск". Я возглавлял эту
компанию почти 10 лет, а в целом, проработал в ТЭК региона и страны
около 20 лет, реализовывал бизнес-проекты в Сербии, в Москве... Почти
пятитысячный коллектив Газпромнефти не раз входил в "Топ-100 сибирской
экономики.
В сентябре прошлого года, после того, как меня выбрали
спикером Законодательного Собрания Новосибирской области, я был обязан
уволиться с должности руководителя коммерческой компании, но не могу не
признать, что работа в отрасли дала мне многое. Здесь я понял, что такое
ответственность руководителя, и жесткая дисциплина, здесь меня научили
"принимать сто решений в минуту", но по-другому на производстве нельзя.
Строительство НПЗ повлияет на географию поставок, но не на цену бензинаInfopro54.ru, 5.09.2016