Яндекс.Метрика

В ходе Общего собрания Российской академии наук ее президент академик Александр Михайлович Сергеев озвучил ряд предложений, которые были сформулированы Президиумом РАН, для дальнейшего обсуждения. 
 
«Мы бы хотели обратиться в Государственный совет Российской Федерации и Совет безопасности РФ с предложением разработать основы государственной политики в сфере науки и технологий и формирования национальной инновационной системы до 2025 года и на дальнейшую перспективу. Мы готовы здесь помогать и участвовать, — отметил Александр Сергеев. — Необходимо четко сформулировать, каким образом наука должна стать производительной силой экономики. Должны быть четко оформлены основы, под ними лежат уже стратегии, на следующем уровне — законы, постановления и реальная ежедневная работа. У нас таких основ государственной политики фактически нет. Мы с этим столкнулись, когда вместе с Министерством науки и высшего образования РФ разрабатывали разные варианты закона о научной и научно-технической политике. Хотелось бы иметь четкие политические ориентиры сверху». Президент РАН подчеркнул, что эти основы дальше необходимо использовать в качестве базового документа для разработки и принятия федерального закона о научной и научно-технической политике.
 
Следующим пунктом предложений была озвучена поправка в федеральный закон № 253-ФЗ «О Российской академии наук»: предлагается наделить РАН организационно-правовым статусом государственной академии с внесением соответствующих изменений в Гражданский кодекс РФ. В этом случае РАН получит право разрабатывать и вносить в правительство России проекты законов и иных правовых актов, а также будет обладать полномочиями надведомственного экспертного органа. В организационно-правовом статусе госакадемии РАН сможет выступать от имени правительства РФ вместе с заинтересованными органами государственной власти и госкорпорациями в качестве соучредителя научных организаций. 
 
Кроме того, предлагается законодательно определить следующие основные виды деятельности: проведение научных исследований, координацию работ по восстановлению научного задела в области обороны и национальной безопасности и научное обеспечение стратегического планирования и прогнозирования научно-технологического и социально-экономического развития. Александр Сергеев пояснил, что сейчас эти пункты есть в целях и задачах, но не прописаны в основных видах деятельности РАН, поэтому отсутствуют и в государственном задании. 
 
В части совершенствования государственного управления развитием науки и техники предлагается создать в структуре государственной исполнительной власти под руководством заместителя председателя правительства РФ надведомственный орган, отвечающий за реализацию единой государственной политики развития науки и технологий и формирование национальной инновационной системы, обеспечивающей формирование и реализацию стратегических государственных научно-технических программ, подготовку и аттестацию научных кадров высшей квалификации. «Для того чтобы научные результаты перевести в инновацию и в продукт, нужна связка и специальный орган в правительстве, курирующий это», — сказал президент РАН. 
 
С целью улучшения контроля использования бюджетных средств, направляемых на развитие научно-технологического комплекса, предложено внести в бюджетный кодекс специальный раздел бюджетной классификации «фундаментальные научные исследования, научно-технологическое развитие, формирование национальной инновационной системы». «В бюджетной классификации нет раздела, который помогал бы реально увидеть, какие конкретно средства тратятся на фундаментальные научные исследования, на научно-технологические и на инновацию, — пояснил Александр Сергеев. — Это необходимо и для статистики, и для того, чтобы более точно посчитать внебюджетные средства». 
 
Кроме того, предлагается разработать механизмы стимулирования к участию в развитии отечественных технологий и внедрению в реальный сектор экономики, формированию новых рынков высокотехнологичной продукции на базе отечественных технологий и наукоемкой промышленности; определить долю российской наукоемкой продукции на глобальном рынке как главный показатель научно-технологического развития страны и пересмотреть подходы к оценке научных организаций, в том числе отказаться от библиометрических данных как главных показателей эффективности и результативности научной деятельности. 
 
«Наука в Сибири»