Яндекс.Метрика
Автор: к.пед.н. В.Н. Гуреев   

В 2019 году (первый этап выполнения проекта) коллективом получены следующие результаты:

- Выявлены недостатки тематической кластеризации публикаций на основе деления по лабораториям (факультетам) организации, а также по различным научным проектам, грантам или программам, поскольку обнаружены факты административного перераспределения публикаций между эффективными и малоэффективными подразделениями организации, программами и пр. для формального достижения отчетных показателей. Данная ситуация затрудняет тематическую классификацию публикаций, отражает недостатки формальных подходов в управлении наукой, которые порождают формальные же подходы к достижению нужных показателей, и требует дальнейшего самостоятельного исследования.

- Соответственно предложена и апробирована модель более точной тематической кластеризации публикаций научной организации на основе рубрикатора ГРНТИ, преимущества которого заключаются в наибольшем соответствии тематике научных исследований в российских организациях, относительной простоте присвоения индексов и их использовании в большинстве научных библиотек, в том числе в библиотеках отдельных научных организаций. Трехуровневая организация кодов ГРНТИ позволяет как укрупнять (при использовании только 1-го или 2-го порядка), так и детализировать (при использовании 3-го порядка) тематические кластеры публикаций организации. Такая структура дает возможность строить гибкие сводные запросы по метаданным публикаций определенного направления в наукометрические базы данных для последующего выявления приоритетных направлений исследований.

- На основе метаданных из выделенных по ГРНТИ кластеров публикаций представлены алгоритмы составления запросных профилей в наукометрическую базу данных. В проекте использован пример базы данных Web of Science, в которую адресуются запросные профили из автоматически назначаемых публикациям ключевых слов KeyWords Plus по каждому тематическому кластеру анализируемой организации. Результатом запроса являются наборы международных публикаций с теми же последовательностями ключевых слов KeyWords Plus, которые представлены в публикациях организации, т.е. принадлежат одинаковому семантическому полю, или научному направлению.  Подобный метод контент-анализа используется впервые для поиска приоритетных научных направлений и имеет основным преимуществом перед традиционным поиском по ключевым словам высокую степень объективности и строгую релевантность результатов запросу.

- Проанализирована возможность применения альтернативных показателей (альтметрик) для выявления приоритетных научных направлений. На примере публикаций по наукам о Земле, индексируемым в базе данных Scopus, показано, что несмотря на принципиальную возможность их использования в настоящее время анализ альтметрик сопряжен с рядом существенных ограничений: для российских публикаций рассчитывается весьма ограниченное число альтметрик – в основном доступны число просмотров аннотаций и число обращений к полным текстам, наблюдаются лакуны во временном охвате, а из-за невозможности выгрузки данных сбор альтметрик в настоящее время представляет собой трудоемкую и затратную по времени задачу.